#66331From:Boris Paleev
To:All
Date:26-05-2020 16:52:16
Subj:Как умирает легендарный <Антонов>
Hello All!

Деловая газета "Взгляд"
*****://******.*****/opinions/2020/5/26/1040168.html

Как умирает легендарный "Антонов"

26 мая 2020, 12::10
Фото: Str/Global Look Press



Украина пытается хоть кому-нибудь продать своего главного и единственного авиапроизводителя. Того самого, который когда-то сделал самый большой самолет в мире - легендарный Ан-225 "Мрия". Hо никому, кроме России, он не нужен.

Государственное предприятие "Антонов" по сей день является одной из визитных карточек Украины, которая привыкла паразитировать на наследии демонизированной советской эпохи. Это в первую очередь касается самого большого в мире самолета Ан-225 "Мрия", созданного в рамках советской военно-космической программы для транспортировки и стартов космического челнока "Буран".

Сейчас он традиционно позиционируется в мире, как украинский - хотя проектирование и постройку уникального рекордсмена обеспечивали предприятия всего бывшего СССР, включая заводы из Ульяновска, Москвы, Воронежа, Горького и Ташкента.

Последняя пиар-акция с участием "Мрии" прошла в апреле, когда она доставила из Китая медицинские маски, защитные очки и комбинезоны. Президент Владимир Зеленский лично выехал встречать этот гуманитарный груз, чтобы эффектно попозировать на фоне летающего гиганта - обещая бесплатно распределить маски по всем регионам страны. Hо, как это обычно водится на Украине, "перемога" быстро превратилась в очередную "зраду". Потому что на самом деле китайскую "гуманитарку" оплатили владельцы крупной торговой сети, которые благополучно распродают ее через свои магазины.

Эта история ненадолго вернула интерес к ситуации на ГП "Антонов" - хотя украинские власти и здесь вспомнили о нем исключительно в рекламных целях. Президент Зеленский заявил о желании построить второй экземпляр этого самолета, а также задумался о необходимости создать на основе "Антонова" государственную пассажирскую авиакомпанию - чтобы конкурировать с частными "Международными авиалиниями Украины", в рамках борьбы с опальным миллиардером Игорем Коломойским. При этом президент в очередной раз призвал поверить в светлое будущее украинского авиапрома, который вот-вот чудесным образом расцветет под живительным дождем государственных денег и вложений иностранных инвесторов.

Увы, все эти рассуждения были чистой воды прожектерством, которое покоробило даже привыкших к патриотическому лицемерию журналистов, хорошо осведомленных о том, в каком плачевном положении находится сейчас "Антонов". А директор предприятия Александр Донец честно признался, что строительство второй "Мрии" нецелесообразно и нереально. Еще бы - ведь Украина не может даже мечтать о собственных космических проектах такого масштаба, а на "Антонове" испытывают проблемы со строительством самых обыкновенных пассажирских и транспортных самолетов. Что привело несколько лет назад к срыву перспективного контракта с Азербайджаном - по причине дефицита комплектующих из России.

"Евромайдан и последовавшее за ним прекращение производственной кооперации с российскими предприятиями фактически прекратили полноценную работу киевского завода. "Киевский "Антонов", бывший гигант советского самолетостроения, переживает трудные времена. Разрыв Украины с Россией после Майдана 2014 года, сместившего прокремлевского президента Виктора Януковича, вынудил компанию отказаться от ряда совместных проектов, в том числе нового военно-транспортного самолета, пассажирского лайнера местного значения и других. Hаш корреспондент побывал на основных мощностях предприятия в Киеве почти пять лет назад и обнаружил, что производственные линии простаивают, а руководство тщетно ищет новых партнеров на Западе", - откровенно писал об этом The Christian Science Monitor.

И действительно - в декабре 2013 года Киев и Москва договорились о возобновлении совместного выпуска Ан-124 "Руслан", чтобы построить 80 транспортных самолетов на общую сумму около 13 млрд долларов. Однако новые украинские власти сразу же свернули производственно-экономические контакты с РФ, что лишило "Антонова" будущих перспектив.

Последний самолет Ан-158 был выпущен на предприятии пять лет назад, а серийное производство полностью прекратилось. Денег на его возобновление нет - как подсчитали в 2017 году, на это требуется 770 млн долларов, которые так и не смогло найти украинское государство. Hе говоря уже о том, что квалифицированные специалисты разъехались по другим странам мира, а прежние технологические наработки в значительной степени устарели.

Впрочем, сейчас на "Антонове" пытаются торговать именно этими наработками авиаконструкторов, восходящими еще к советской эпохе. Госпредприятие пыталось договориться с Саудовской Аравией, чтобы построить на ее территории завод для производства транспортных самолетов Ан-132D - но в прошлом году саудиты окончательно потеряли свой интерес к этому проекту.

Одновременно шел флирт с Пекином. В 2016 году китайский телеканал CCTV сообщил о том, что "Антонов" продает Поднебесной полную технологическую документацию и права на "Мрию" - причем речь якобы даже шла о возможности развернуть производство Ан-225 в Китае. Однако украинская сторона дезавуировала эти договоренности - скорее всего, в интересах США, которые активно противодействуют китайцам в попытке утвердить свой контроль над запорожским предприятием "Мотор Сич", производящим авиационные двигатели.

В этих условиях Украина обратилась за помощью непосредственно к Вашингтону. Хотя это явно выглядело чем-то вроде жеста отчаяния. "Мы недавно передали в компанию Boeing проектные предложения по самолетам "Антонов". Американская компания может быть заинтересована если не в общем производстве, то, по крайней мере, в частичном участии или на территории США, или же в инвестициях в нашу авиационную отрасль. Я думаю, что будущее концерна "Антонов" сильно зависит от сотрудничества с США и именно с компанией Boeing" - заявил 13 мая посол Украины в США Владимир Ельченко. Однако ирония судьбы в том, что американский авиакосмический концерн совершенно не заинтересован в таком сотрудничестве - тем более во имя спасения украинского предприятия. И его вполне устраивает ликвидация потенциального конкурента на тесном авиастроительном рынке.

Коронавирусный кризис может оказаться для "Антонова" контрольным выстрелом - в силу резкого сокращения мировых авиаперевозок, которое понизило спрос на новые самолеты. Десять лет назад я посетил сборочные цеха киевского предприятия вместе с президентом Венесуэлы Уго Чавесом и тогдашним главой венесуэльского МИД Hиколасом Мадуро. Влюбленный в самолеты Чавес пробежался по огромному чреву "Руслана", а потом сказал журналистам: "Украине также надо научиться ходить на собственных ногах. У нее они есть" - имея в виду именно уникальные огромные самолеты, бесплатно доставшиеся стране с советского плеча. Hо самостоятельной политики в собственных интересах в итоге так и не получилось. Так что знаменитое украинское предприятие ожидает что-то вроде ремейка девяностых годов, когда его инженерам пришлось строить из авиационного алюминия печально знаменитую тележку-"кравчучку".

И даже это может не спасти его от будущей ликвидации под застройку.




Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
SEEN-BY: 5020/113 1042 6090/1
PATH: 5020/113 1042 6090/1