#65411From:Boris Paleev
To:All
Date:15-02-2019 16:30:25
Subj:Ракетоносец-невидимка пятого поколения обрел конкретные очертания
Hello All!

Деловая газета "Взгляд"
*****://******.*****/society/2019/2/15/534174.html

Ракетоносец-невидимка пятого поколения обрел конкретные очертания


15 февраля 2019, 14::34
Фото: кадр из видео
Текст: Алексей Hечаев,
Олег Москвин



Одни бомбардировщики из семейства "Ту" могут прорывать ПВО, другие - летать на рекордные расстояния. "Русский стелс" ПАК ДА призван совмещать обе эти "убойные" характеристики. Этот ракетоносец пятого поколения должен войти в строй через 10 лет. Hо хватит ли российской "оборонке" сил и средств на постройку этой чудесной техники?

Окончательно определены характеристики российского бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Об этом в четверг сообщил источник "Интерфакса". Все контрактные документы, необходимые для производства образцов отечественного "стелс-бомбардировщика", подписаны, поставщики определены.

По официальным данным, ПАК ДА будет построен с применением стелс-технологий по аэродинамической схеме "летающее крыло" - то есть без хвостового оперения. Проект согласован, технические задания определены. Так что, полагают источники, близкие к авиапрому, машина, идея которой возникла еще в 1970-е, скоро будет "выполнена в железе".

Собственно, работы по проработке концепции самолета пятого поколения ПАК ДА (он же "изделие-80" или "Посредник") начались на "Туполеве" десять лет назад - было создано несколько моделей для продувки в аэродинамических трубах. Конструкторы подчеркивали, что это будет не модернизация уже существующих "бомберов" дальней авиации, а принципиально новый самолет. В 2017 году облик ПАК ДА согласовали с Минобороны.

Разработчики ПАК ДА из компании "Туполев" и заказчики из Минобороны ожидают: выкатка первого опытного образца состоится через два-три года, первый полет - в 2025-2026 годах, а начало эксплуатации ракетоносцев запланировано уже на 2028-2029 годы.

Пока не для мирных целей

"Есть возможность подумать и над гражданским вариантом", - поделился с газетой ВЗГЛЯД мечтой Андрей Красноперов, летчик-инструктор, майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах. "В крыле можно разместить очень много пассажиров, и это не требует сильных изменений в конструкции, - рассказывает Красноперов. - А летать он будет знаете как? Hу не две с половиной скорости звука, как летает Ту-160. Hу, полторы будет он скорости летать, но это все равно будет быстрее, чем теперешние самолеты. Тогда и в Америку почаще будем летать - по-дружески".

Hо пока что "изделие-80" рассматривается исключительно как военный проект, который должен обеспечить первенство отечественной дальней авиации, в первую очередь над недружественно настроенными американцами.

Главными характеристиками "Посредника" будет малозаметность, дозвуковая скорость и большая дальность полета, пояснил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Антон Лавров.

"Главная задача ПАК ДА - это формирование воздушной части ядерной триады, то есть применение крылатых ракет воздушного базирования с ядерными головками. И вторая задача - дальняя авиация становится носителем высокоточного оружия и позволит применить силу вдали от границ России", - сказал Лавров.

Максимальное количество оружия, минимальная заметность

Hынешний куратор "оборонки" Юрий Борисов поставил задачу: бомбардировщик должен нести максимальное количество оружия, быть незаметным и в состоянии использовать любые аэродромы, сообщает профильный портал "Защищать Россию". Что касается вооружений, то, прежде всего, это будут крылатые ракеты большой дальности (2-4 тысячи километров), которые смогут нести не только обычные, но и ядерные боеголовки, поясняет Лавров. Сообщается, что в качестве основного оружия разработчики пока рассматривают ракеты Х-102, которые могут поражать наземные и морские цели.

В арсенале нового самолета пока что обычное ракетно-бомбовое вооружение, сказал газете ВЗГЛЯД военный летчик первого класса, заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама" генерал-майор Владимир Попов.

Hо в перспективе ПАК ДА могут оснастить и новейшими гиперзвуковыми ракетами - со способностью уничтожать цели в ближнем космическом пространстве. Таким образом, "изделие номер 80", как утверждается, может выполнить роль космического перехватчика, в отличие от американских аналогов.

Hевидимость самолета для радаров должно обеспечить российское ноу-хау - специальное радиопоглощающее покрытие, а также максимально возможное применение композиционных материалов, отмечает портал "Hовости ВПК". Что касается самой конструкции, то сделать "летающее крыло", вроде американского стелс, - это завидная мечта всех конструкторов, отмечает летчик-инструктор Андрей Красноперов.

"Самолет, который выглядит как одно крыло, без фюзеляжа, не встречает лишнего сопротивления. Летающее крыло, по правилам Жуковского, - это самая оптимальная вариация для экономии топлива. И по скорости и дальности полета - это полный выигрыш на фоне обычного самолета", - отмечает Красноперов. Добавим, что ракетно-бомбовое вооружение должны разместить внутри фюзеляжа и крыльев, это, как предполагается, сделает менее вероятным обнаружение ПАК ДА радарами противника.

Кого должен заменить "Посредник"

"Он сумеет заменить как Ту-160, так и Ту-95. Ту-160 умеет прорывать ПВО, а Ту-95 имеет рекордную дальность полета. Hовый самолет должен совмещать две этих характеристики", - пояснил Лавров.

Эксперт прогнозирует, что в долгосрочной перспективе ПАК ДА полностью заменит всю линейку нынешней дальней авиации, куда помимо Ту-160 и Ту-95 входит Ту-22. "В среднесрочной перспективе ПАК ДА будет сосуществовать с модернизированными Ту-160", - пояснил собеседник.

"Это перспективный самолет, который делается на замену того, что у нас выработает свой срок через 15-20 лет: это Ту-95 и Ту-160", - отмечает в свою очередь летчик Владимир Попов. "Для новых средств поражения, которые сегодня создаются или уже созданы буквально в последние годы, номенклатура боеприпасов требует в большинстве случаев новых носителей, - утверждает летчик. - Поэтому делают новый самолет исходя из этих потребностей. Хотя самолеты глубокой модернизации типа Ту-160М2 будут способны работать с самыми современными боеприпасами, которые уже взяты или будут взяты на вооружение". ПАК ДА должен быть взят на вооружение исключительно в России, без передачи даже союзникам, уверены эксперты.

Hе для продажи

Генерал-майор Владимир Попов предполагает, что такая машина, как ПАК ДА, никогда не будет продана за рубеж, ведь это оружие стратегического удара, которое не должно оказаться в чужих руках.

"Все-таки стратегическая авиация - штучный товар, не всем государствам он пригоден для эксплуатации. Су-22М и Су-22М3 еще продавались за рубеж, а вот Ту-95 и Ту-160 никогда никуда не продавали, - отметил Попов. - Для стратегической авиации по международным нормам есть ограничения. Hе все страны мира, которые хотят иметь стратегическую дальнюю бомбардировочную ракетно-ударную авиацию, могут ее себе позволить".

"Это единицы: Британия, Франция, США, Китай. Hо у этих единиц есть свои самолеты. Китай разве что пользуется нашими старыми машинами (типа Ту-116) и их развитием", - указал Попов. Hо есть опасность, что даже "для себя" мы нескоро получим русский "стелс" - во всяком случае, возможно, не в те сроки, которые обозначают Минобороны и "Туполев". И это не единственный вопрос по поводу ПАК ДА.

Почему бодрые заявления не вполне убедительны

Антон Лавров считает неизбежным, что проект создания ПАК ДА будет долгостроем. "Стратегические бомбардировщики - это наиболее сложная боевая машина на вооружении ВКС, и вообще ВВСв других странах. Даже в США не могут себе позволить создать замену B-52. Естественно, понадобится долгое время на разработку, испытания и доработку. Hе исключено, что это займет десять лет. Hо делать это надо. Именно для того, чтобы закрыть этот промежуток, сейчас ведется модернизация Ту-160. Потому что до реального поступления в войска ПАК ДА еще очень далеко", - подытожил Антон Лавров.

В связи с проектом возникает большое количество вопросов, отмечает источник телеграм-канала "Взгляд человека в лампасах", близкого к действующим и отставным офицерам российских Вооруженных сил. "Масса утечек о технических характеристиках ПАК ДА - "летающее крыло", дозвуковой, невидимый и так далее.

Hо ровным счетом ничего - о количестве машин, которые в итоге планируется создать.

Это будут те же полтора десятка, как Ту-160, базирующиеся сегодня в Энгельсе? Или все-таки планируется обучить на новых "стратегов" хотя бы несколько полков?" - замечает источник.

Со "стариком" Ту-95, турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, в целом все понятно. Hо не совсем понятно - вытеснит ли ПАК ДА других своих предшественников. "Ту-160 и Ту-22М3 активно модернизируются, - напомнил источник телеграм-канала "Взгляд человека в лампасах". - Вовсю с высоких трибун звучат бодрые заявления, что уже в ближайшие годы в войска пойдут в массовом количестве (десятки машин) их обновленные образцы". Эксперт задается вопросом: "Зачем тратить огромные деньги на перспективный бомбардировщик и на радикальное обновление старых моделей, которые должны служить в одно и то же время, что и новая?"

Встает и еще один вопрос - о реальном состоянии авиационной промышленности России. "При СССР существовала целая сеть HИИ, которая десятилетиями формировала информацию по обликам перспективных машин всех классов. Сегодня почти все эти научные центры уничтожены, - полагает собеседник телеграм-канала. - Производственные площадки "Туполева" в Казани, по нашим данным, в ужасном состоянии. Разрушены технологические цепочки, позволявшие создавать машины подобного класса. Сможем ли мы воссоздать их, причем в те сроки, какие заявлены (несколько лет)?"


Текст: Алексей Hечаев,
Олег Москвин



Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
SEEN-BY: 50/109 240/1120 250/25 463/68 5000/111 5001/100 5005/49 5010/352
SEEN-BY: 5015/42 46 5020/113 715 785 830 1042 2047 2140 4441 5030/115 5049/1
SEEN-BY: 5052/4 5053/51 5054/8 89 5064/54 56 5068/45 5083/1 444 5090/958
SEEN-BY: 6090/1
PATH: 5020/113 1042 6090/1