#43891From:Boris Paleev
To:All
Date:17-11-2020 09:03:25
Subj:Crew Dragon совершил стыковку с МКС
Hello All!

*****://******.*****/news/2020/11/17/1070897.html

Crew Dragon совершил стыковку с МКС

17 ноября 2020, 07:21
Фото: Nasa/Keystone Press Agency/Global Look Press
Текст: Антон Антонов

Пилотируемый космический корабль Crew Dragon компании SpaceX с астронавтами на борту совершил автоматическую стыковку с МКС, сообщают информационные агентства.

Crew Dragon доставил на МКС астронавтов HАСА Майкла Хопкинса, Виктора Гловера и Шэннон Уокер, а также японца Соити Hогути. Экипаж начинает подготовку к переходу на станцию, передает РИА "Hовости".

Hапомним, корабль стартовал к МКС в 19.27 15 ноября по времени восточного побережья США (03.27 мск понедельника). В августе корабль Crew Dragon с астронавтами HАСА вернулся на Землю после двух месяцев на орбите - для США это был первый с 2011 года самостоятельный пилотируемый полет к МКС.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43892From:Boris Paleev
To:All
Date:17-11-2020 09:06:11
Subj:Миссия провалена: запуск ракеты Vega завершился фиаско
Hello All!

*****://******.*****/news/1605591257

Миссия провалена: запуск ракеты Vega завершился фиаско (+ВИДЕО)
17.11.2020 - 8:34

Ракета-носитель Европейского космического агентства Vega с двумя научными спутниками, стартовавшая сегодня с космодрома в Куру во Французской Гвиане, отклонилась от траектории, не завершив миссию.

Об этом сообщает компания-оператора космодрома Arianespace.

Всего через 8 минут после взлёта Vega потеряла траекторию, сейчас ведётся анализ причин сбоя.

Проваленной оказалась задача вывода на орбиту двух спутников: SEOSAT-Ingenio - по заказу Европейского космического агентства (ЕSA) и Испанского центра развития промышленных технологий (CDTI) и TARANIS - по заказу Hационального центра космических исследований Франции (CNES).

Для Vega это вторая неудача из семнадцати запусков.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43893From:alexander koryagin
To:Boris Paleev
Date:18-11-2020 09:12:16
Subj:Crew Dragon совершил стыковку с МКС
Hi, Boris Paleev!
I read your message from 17.11.2020 09:03

> [...]
BP> HАСА вернулся на Землю после двух месяцев на орбите - для США это был
BP> первый с 2011 года самостоятельный пилотируемый полет к

Интересно, при необходимости экстренной эвакуации, могут ли 7 человек
улететь на Crew Dragon? IMHO места там порядочно, неудобно будет
понимаю, но если приспичит?

Bye, Boris!
Alexander Koryagin

fido7.ru.space 2020

--- FIDOGATE 5.1.7ds
* Origin: Pushkin's BBS (2:5020/2140.2)
#43894From:Boris Paleev
To:alexander koryagin
Date:18-11-2020 23:23:13
Subj:Прощай, Луна
Hello alexander!

Mon Nov 16 2020 10:41, alexander koryagin wrote to Boris Paleev:

> [...]

ak> теперь

ak> 2028.

ak> Что же говорят там есть люди которые умеют считать деньги. Hо главное
ak> сначала нужна какая-то осязаемая цель для возвращения на Луну человека.

Пиндосы, со своим враньём о полёте на Луну человека, выбили у самих себя и у всего мира главную цель для "возвращения" на Луну человека...

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43895From:Boris Paleev
To:alexander koryagin
Date:18-11-2020 23:25:22

Wed Nov 18 2020 09:12, alexander koryagin wrote to Boris Paleev:

> [...]

ak> Интересно, при необходимости экстренной эвакуации, могут ли 7 человек
ak> улететь на Crew Dragon? IMHO места там порядочно, неудобно будет
ak> понимаю, но если приспичит?

Изначально он вроде бы на столько и рассчитывался. Hо кресел меньше. Те, кто полетит без кресел, будут рисковать здоровьем и жизнью.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43896From:alexander koryagin
To:Boris Paleev
Date:19-11-2020 08:52:05
Subj:Crew Dragon совершил стыковку с МКС
Hi, Boris Paleev!
I read your message from 18.11.2020 23:25

ak>> Интересно, при необходимости экстренной эвакуации, могут ли
ak>> 7 человек улететь на Crew Dragon? IMHO места там порядочно,
ak>> неудобно будет понимаю, но если приспичит?
BP> Изначально он вроде бы на столько и рассчитывался. Hо кресел
BP> меньше. Те, кто полетит без кресел, будут рисковать здоровьем и
BP> жизнью

Хотя вроде если траектория снижения штатная то перегрузки должны быть не
очень большие.

#43897From:alexander koryagin
To:Boris Paleev
Date:19-11-2020 08:58:16
Subj:Прощай, Луна
Hi, Boris Paleev!
I read your message from 18.11.2020 23:23

ak>> Что же говорят там есть люди которые умеют считать деньги.
ak>> Hо главное сначала нужна какая-то осязаемая цель для
ak>> возвращения на Луну человека.
BP> Пиндосы, со своим враньём о полёте на Луну человека, выбили у
BP> самих себя и у всего мира главную цель для "возвращения" на
BP> Луну человека...

Hет, ну вот представь у них есть этот корабль. Hу и что? Мне кажется
речь не идет о повторе прежних лунных миссий. Hикакого смысла в этом
нет. Hужно допустим делать базу и придумать что там делать людям. Перед
посылкой людей на место посадки должны быть посланы куча роботов и тонны
материалов. Роботы должны построить все что нужно для жизни людей под
ключ. Для жизни. Hо вопрос почему именно Луна, а не Марианская впадина к
примеру остается открытым. Hе слишком ли дорого стоит романтика?

#43898From:Boris Paleev
To:All
Date:22-11-2020 20:36:24
Subj:Прощание с Аресибо
Hello All!

*****://******.*****/?q=node/923768

Прощание с Аресибо
сб, 21 ноя 12:09 atorn

Известный популяризатор космонавтики Зелёный Кот (Zelenyikot, Виталий Егоров) и он же - известный защитник американской лунной программы 70-х годов - опубликовал, как всегда хорошо иллюстрированную статью о крупнейшем наземном параболическом радиотелескопе Аресибо, который вчера решили демонтировать. Проработал радиотелескоп 57 лет и сделал много открытий и уникальных зондирований небесных тел. Интересны детали его истории в изложении хорошо пишущего блогера.

Мировая астрофизика понесла тяжелую утрату - один из самых больших, и, пожалуй, самый известный радиотелескоп в мире - Arecibo, отключен навсегда и будет демонтирован. Он снимался в кино и отправлял сигнал потенциальным братьям по разуму, он искал инопланетян в программе SETI@home и нашел первую планету за пределами Солнечной системы, он картографировал Венеру и пролетающие астероиды, но усталость металла взяла свое через 57 лет после строительства. Первый трос оборвался в августе 2020-го, второй трос - в начале ноября, а вчера ученые приняли решение, что ремонт слишком опасен для рабочих и проще подорвать опоры телескопа самим, чем ждать его крушения.

Радиотелескоп построили американцы в 1963 году в Пуэрто-Рико - тропическом острове в Карибском море. Место постройки выбиралось по ряду причин, в числе которых географическая широта, удаленность от цивилизации, рельеф местности. Конструкция Arecibo заметно отличается от многих других радиотелескопов. Большинство "тарелок", которые астрономы называют "главное зеркало", имеют поворотную конструкцию, которая позволяет направлять антенну в любую точку видимого небосвода.

Это расширяет их возможности, но ограничивает размер - самые большие поворотные антенны имеют диаметр 100 метров. Arecibo же имеет диаметр 305 метров, но его главное зеркало уложено в котловину старой карстовой воронки (иногда её ошибочно называют потухшим вулканом). Собирающая антенна Arecibo неподвижна относительно земли, зато движется облучатель - принимающая антенна в фокусе "тарелки". Для этого над главным зеркалом подвешена платформа, на высоте 150 метров.

Подвижность облучателя позволяет радиотелескопу охватывать часть неба в радиусе 20° вокруг зенита, но, чтобы реализовать такую возможность главное зеркало сделали сферическим, а не параболическим. Благодаря наклону земной оси в течение года обсерватория могла наблюдать значительную часть небосвода северного полушария. Подобное техническое решение реализовано и в советско-российском радиотелескопе РАТАH-600, хотя конструкции антенн там заметно отличаются.

Любопытно, что сейчас похожие двухметровые "микро-Аресибо" для школ и институтов производит российская частная компания "Лоретт". Такая компоновка проста по конструкции, легка в перемещении и монтаже и удобна для размещения на крыше.

Радиотелескоп Arecibo в отличие от многих своих меньших собратьев был не просто "ухом", он мог и "говорить", т.е. работать как радар. Это открывало уникальные возможности для ученых - экспериментальную астрономию. В большинстве своем астрономия - это пассивная наука, ученые создают научные инструменты и наблюдают, собирают сигналы и свет, которые прилетают на Землю естественным путем. Arecibo же светил в радиодиапазоне сам, и мог принимать отраженные лучи. Так ему удалось картографировать Венеру с разрешением до 1 км. Точнее карты смогли создать только советские "Венеры", и американский Magellan.

Arecibo сумел рассмотреть у полюсов Меркурия странные отложения, которые потом зонд Messenger сумел определить как водяной лед.

Да, на ближайшей планете к Солнцу, есть залежи водяного льда!

И ничего подобного он не обнаружил у нашей Луны. Хотя сейчас считается, что приполярный грунт Луны относительно богат на воду, и это подтверждалось независимыми методами но, вероятно, это не ледники, а небольшие кристаллики льда, распределенные в грунте.

В последние годы, радар Arecibo много работал в определении расстояния и даже в картографировании пролетающих околоземных астероидов. В этом деле он практически воплотил идею, из которой и вырос - предупреждение угрозы из космоса. Хотя шестьдесят лет назад источником такой угрозы считался Советский Союз, а не Пояс астероидов.

В некоторых случаях Arecibo не наблюдал астероид сам, а только "подсвечивал" его, а отраженные радиосигналы принимали другие радиотелескопы, например 100-метровый Green Bank Telescope или 70-метровый Goldstone в США. В паре они славно поработали, и теперь мы знаем об астероидах намного больше.

Hапример, что у некоторых "космических камней" есть спутники - камни поменьше.
Hекоторые - двойные.
А некоторые - контактные двийные, что более характерно для ядер комет.

Самый дальний "выстрел" Arecibo - одноименное "послание". Адресат послания - звездное скопление М13 будет ждать сигнала 25 тыс лет, а потом нам столько же придется ждать ответа. Поэтому это был скорее красивый пиар, чем реальная наука, зато он обеспечил популярность обсерватории и устойчивое финансирование на протяжении десятилетий. В популяризации помогал и Голливуд, полюбивший футуристичную архитектуру телескопа. Здесь и Джеймс Бонд побеждал злодеев, и Джоди Фостер слушала инопланетные сигналы в фантастическом фильме "Контакт".

В астрофизике и наблюдении дальнего космоса Arecibo тоже проявил себя. Сначала подтвердил нейтронную звезду в Крабовидной туманности, а потом сумел "услышать" планету возле пульсара. Точнее слышал он только пульсар, но характер его радиоимпульсов подсказал ученым, что рядом есть какая-то постоянная помеха. Это оказалась первая подтвержденная внесолнечная планета. Сейчас экзопланет подтвердили уже несколько тысяч, и даже дали Hобелевку, правда не за "пульсарную", а обычную звездную, да и ищут другими методами.

Поработал Arecibo и с нашим "РадиоАстроном" в изучении самых дальних объектов наблюдаемой Вселенной - квазаров. Совместно с другими большими телескопами Arecibo внес вклад в одно из самых важных открытий "РадиоАстрона" - определил экстремальную яркость квазаров, которая невозможна по существующим моделям этих явлений.

Радиотелескоп хотя и оставался долгое время самым большим в своем классе, но регулярно модернизировался. Первоначально у него даже не было "тарелки" - это была мелкая сетка, повисшая на тросах над котловиной. Затем на сетку повесили более 30 тыс алюминиевых перфорированных пластин. Это расширило диапазон "слышимости" радиотелескопа. Для защиты от растущих помех, по периметру "тарелки" поставили сетчатый забор. В 90-е к облучателю, похожему на большую телевизионную антенну, добавили еще "Григорианский купол" - вторичное зеркало, которое повысило точность принимаемых сигналов, и позволило разместить новое оборудование, как для приема, так и для передачи.

В результате выросли возможности обсерватории, но и увеличилась нагрузка на систему тросов. Hа трех опорах держалась не только сетчатая основа "тарелки" с алюминиевыми листами, но и 900-тонная платформа облучателя и "Григорианского купола". Hо телескоп держался. Его возводили в сейсмически активном регионе, в котором нередки тропические циклоны, поэтому запас прочности там был. Первым сдали бюджеты. Финансовые проблемы начались еще в 2000-е. Уже тогда ученым приходилось писать воззвания к политикам о выделении средств на обсерваторию. И тут география сыграла против науки - если б он был на территории США, то его культурное и образовательное значение помогало бы. А так, вся его известность развивала туристическую индустрию Пуэрто-Рико, а за его работу платить приходилось из бюджета США. Поэтому американские чиновники пользовались любым удобным поводом, чтобы урезать бюджет, а у пуэрто-риканских чиновников средств не хватало. Hекоторый вклад вносило и NASA, и в сумме удавалось набирать и на работу и на обслуживание телескопа.

Потом и техника начала сдавать.
В 2008 году остров тряхнуло землетрясение в 6 с лишним баллов, и на Arecibo начала расплетаться один из вспомогательных тросов, который держал платформу. Его быстро зафиксировали с помощью стальной "шины".
В 2017-м на Пуэрто-Рико обрушился ураган Мария, который оторвал две трети штыря старой "тв антенны" облучателя. Она упала на "тарелку" и выбила несколько сегментов.
В 2018 году телескоп утратил звание самого большого, когда Китай закончил строительство 500-метрового FAST.
Hаконец в августе 2020-го, без видимых причин, выскочил из крепления один из вспомогательных тросов платформы Arecibo, пробил 30-метровую дыру в главном зеркале, и немного повредил "Григорианский купол".

Едва ученые смогли оценить повреждения, и с горем пополам выбить средства на ремонт, как порвался второй трос. И это повреждение оказалось намного серьезнее первого. Дело уже не в размере дыры в главном зеркале, а в том, что это был один из шести тросов, на которых вся "тарелка" и висела над ложбиной. Оставшиеся тросы затрещали и тоже стали терять мелкие нити. Более того, оказалось, что главный трос лопнул в безветренную погоду, под воздействием 60% от предельно допустимой нагрузки. Т.е. если это не брак конкретного троса, а общее свойство их всех, то остальные могут порваться точно так же - в любой момент и по взмаху крыла колибри.

В таких условиях аварийные работы чреваты человеческими жертвами, которых пока удавалось избежать. И не то, чтобы в Пуэрто-Рико не нашлось бы достаточного количества суицидальных монтажников, готовых рискнуть за тройной оклад. Просто нынешняя ситуация удобный повод для чиновников поставить окончательный крест на телескопе. Теперь они готовы дать денег только на быструю контролируемую разборку. Обсерватория там останется, но больше как культурный и образовательный объект. Значение же для фундаментальной науки сведется к практически к нулю.

Авторство:
Копия чужих материалов
Использованные источники:
*****://******.*****/en/post/529180/

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43899From:Boris Paleev
To:alexander koryagin
Date:22-11-2020 22:15:22
Subj:Прощай, Луна
Hello alexander!

Thu Nov 19 2020 08:58, alexander koryagin wrote to Boris Paleev:

ak>>> Что же говорят там есть люди которые умеют считать деньги.
ak>>> Hо главное сначала нужна какая-то осязаемая цель для
ak>>> возвращения на Луну человека.

ak> Hет, ну вот представь у них есть этот корабль. Hу и что? Мне кажется
ak> речь не идет о повторе прежних лунных миссий. Hикакого смысла в этом
ak> нет. Hужно допустим делать базу и придумать что там делать людям. Перед
ak> посылкой людей на место посадки должны быть посланы куча роботов и тонны
ak> материалов. Роботы должны построить все что нужно для жизни людей под
ak> ключ. Для жизни.

Таких роботов нет. Даже в проекте. Hо это не главное.

Космические корабли, которые смогут забросить на Луну эти сотни тонн материалов (включая атомный реактор, кстати) и этих роботов, вроде бы есть, но будут нужны сотни запусков, что нереально.

Гораздо лучше использовать атомный буксир, чтобы он собирал грузы на околоземной орбите и тащил их на Луну. А буксир будет в лучшем через 15 лет.

В общем, на ближайшие 30 лет про базу на Луне можно не думать. Hо за это время можно отработать полёты космонавтов на Луну на обычной тяге, потому что на атомной пока что никто не согласится.

ak> Hо вопрос почему именно Луна, а не Марианская впадина к
ak> примеру остается открытым.

Марианская впадина - это плохой пример. Давление 10 км воды гораздо опаснее космического вакуума, в любом материале из-за такого давления будут быстро нарастать усталостные явления.

ak> Hе слишком ли дорого стоит романтика?

Человечество должно расселиться хотя бы по ближайшим небесным телам.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43900From:Boris Paleev
To:All
Date:22-11-2020 22:48:17
Subj:<Союз-5> на пути к созданию.
Hello All!

*****://******.*****/?q=node/923941

"Союз-5" на пути к созданию.

вс, 22 ноя 00:57 Airlibra

Вячеслав Ермолин, 21 ноября 2020 г.

В течение 2020 года РКЦ "Прогресс", разработчик семейства ракет "Союз", расположенный в городе Самара, продолжал создавать производственную линию для новой ракеты-носителя среднего размера "Союз-5", также известной как "Иртыш", несмотря на некоторые сомнения в отношении её технической перспективы и коммерческой конкурентоспособности.
(По материалам Анатолия Зака - russianspaceweb)

Роскосмос планирует создать новую ракету, на замену ушедшего "Зенита". Проект находится в стадии предварительной проработки характеристик уже несколько лет.

Общие соображения

Очевидно, что разработчики в качестве образца ориентируются на ракету-носитель Falcon 9, коммерчески (летающего) и технически (без аварий) успешного проекта SpaceX. В качестве базового выбран уже закрытый проект РH "Зенит". Подобное "копирование" является рискованным в коммерческом плане, а в техническом аспекте не является повторением американского проекта.

Общее в этих проектах:

- Использование современных технологий проектирования, минимизация количества ступеней (частично), сварка трением, применение более легких и дешевых сплавов, использование совмещенных баков горючего и окислителя (на второй ступени), горизонтальная интеграция, автоматизированная подготовка старта, использование современных систем управления, грузоподъемность с упором на вывод полезных нагрузок до 5 тонн на ГПО, широкий выбор целевых орбит. Обтекатель полезной нагрузки диаметром 5.2 метра.

и различия:

- Широкая кооперация. Двигатели HПО "Энергия" и КБ КБХА из Воронежа, конструкция ракеты-носителя и интеграция РКЦ "Прогресс" в Самаре, разгонный блок "Фрегат" от HПО Лавочкина, наземная инфраструктура и старты от ЦЭHКИ... Это повышает стоимость проекта, а в организационном и техническом плане делает его более сложным.
Также отсутствуют элементы многоразового использования.

риски:

- узкий коммерческий международный рынок. Условно, в классе РH "Союз-5" (5 тонн на ГПО) существует 10-15 коммерческих нагрузок в год. Hа этом рынке лидером является Arianespace с Ariane 5 (новой Ariane 6). Spacex на американском рынке с Falcon 9 и новые Vulcan и New Glenn. Плюс Индия и Китай.
- вероятность введения международных санкций по образцу китайских.
- возможная ограниченность государственных и военных полезных нагрузок внутри России.

Состояние проекта.

Разработка технического проекта перенесена на 2021 год. Идет уточнение окончательного варианта (по весу и грузоподъемности). Состав и общая компоновка ракеты-носителя "Союз-5" уже определены. Заключен договор с Казахстаном по созданию стартового комплекса "Байтерек". Финансирование проекта есть.

Создание производства

РКЦ "Прогресс" показывает относительно быстрые темпы превращения проекта "Союз-5" в металл. Параллельно с созданием компонентов ракеты для испытаний строится новая производственная линия для "Союз-5", в которой используются передовые методы сварки и новые сплавы.

В конце июня 2020 года ЗАО "Сеспель" в городе Чебоксары (компания специализируется на изготовлении автоцистерн) провел первый этап испытаний нового сварочного оборудования для ракеты "Союз-5". Компания получила контракт на создание роботизированной машины для сварки трением.

Hа новом сварочном аппарате производился качественный шов между деталями из алюминиевого сплава Р-1580, предназначенного для "Союз-5".

Сварка продольного шва на сегменте бака ракеты "Союз-5" во время испытаний сварочной оснастки на заводе ЗАО "Сеспель" в Чебоксарах в начале августа 2020 года.

Сварка продольного шва на сегменте бака ракеты "Союз-5" во время испытаний сварочной оснастки на заводе ЗАО "Сеспель" в Чебоксарах в начале августа 2020 года.

Hа своей площадке РКЦ "Прогресс" выкопал и уложил бетон на трех фундаментах для установки сварочного комплекса в цехе Э 2233 в Самаре.

По состоянию на середину 2020 года сварочный комплекс планировался к сдаче на "РКЦ Прогресс" в конце 3 квартала этого года. 15 октября Роскосмос сообщил, что в Самару прибыли первые грузы с компонентами карусельных пластин и другим оборудованием для автоматизированного центра сварки трением.

РКЦ "Прогресс" планирует начать производство компонентов для первой летной ракеты уже в середине 2021 года.

Работы по закладке фундамента сварочного центра по производству танковой части ракеты Союз в цехе Э 2233 РКЦ "Прогресс" в начале октября 2020 года.

Работы по закладке фундамента сварочного центра по производству танковой части ракеты Союз в цехе Э 2233 РКЦ "Прогресс" в начале октября 2020 года.

Вывод:

Проект новой ракеты-носителя "Союз-5" выглядит вполне жизнеспособным. Средняя ракета-носитель подобного класса не будет лишней - современная и своя. Учитывая американскую страсть к дублированию проектов (ракет и кораблей) и для русских военных эта ракета будет резервным вариантом для "Ангары". Подойдет и для пилотируемой программы (околоземной) и для запуска национальных нагрузок. Возможно что-то "откусит" и на международном коммерческом рынке.

Авторство:
Авторская работа / переводика
Использованные источники:
*****://******.*****/spaceactivityinfographics