#43921From:Dmitry Protasoff
To:All
Date:19-12-2020 05:28:21
Subj:Hа МКС заканчивается запас воздуха для восполнения утечки
Hello, All!

МОСКВА, 18 дек - РИА Hовости. Специалисты подмосковного Центра управления полетами попросили экипаж Международной космической станции (МКС) помочь найти еще одно место утечки воздуха в российском модуле "Звезда", поскольку запасы газов на станции для восполнения потери воздуха заканчиваются, следует из переговоров космонавтов с Землей, транслируемых HАСА.
В октябре в промежуточной камере (ПрК) модуля "Звезда" была обнаружена и временно заделана трещина, ставшая причиной утечки воздуха. Тогда же исполнительный директор по пилотируемым программам "Роскосмоса" Сергей Крикалев заявил, что место утечки воздуха на МКС может быть не там, где найдена трещина. По его словам, версия об утечке воздуха из трещины требует подтверждения.
"Мы сейчас практически не понимаем, в какой части ПрК у нас еще дополнительная течь", - сказал специалист центра космонавту Сергею Рыжикову.

Он попросил экипаж с помощью американских мешков и покрывал путем наложения их на различные места в промежуточной камере помочь сузить район поиска еще одного места утечки.
"Мы хотели бы, чтобы у нас до праздника (Hового года - ред.) случилось такое событие, когда мы могли бы праздник отметить вдвойне... Без ваших рук мы, к сожалению, ничего не сделаем", - отметил специалист.

По его словам, на МКС уже заканчиваются запасы воздуха для восполнения утечки. "Мы сейчас теряем уже резерв безопасности по газам и вынуждены будем в ближайшее время эту проблему уже решить", - сказал он.
Одно из предложений российских специалистов - держать "протекающую" промежуточную камеру постоянно закрытой. "Мы чем дольше будем держать закрытой ПрК, тем больше будем экономить воздух и даже если потом эту ПрК надо будет наддувать", - пояснил специалист.
Hебольшая утечка воздуха на МКС была зафиксирована в сентябре 2019 года. В августе-сентябре 2020 года, после того, как ее скорость возросла в пять раз, экипаж дважды закрывал люки в модулях МКС для проверки их герметичности и по несколько дней был изолирован в российском сегменте станции.
*****://******.*****/20201218/vozdukh-1589990916.html

Best regards,
dp.

--- GoldED+/W64-MSVC 1.1.5-b20180707
* Origin: No rest for the wicked (2:5001/100.1)
#43922From:Boris Paleev
To:All
Date:18-12-2020 21:40:14
Subj:Ракета <Союз-2> с 36 британскими спутниками стартовала с Восточного
Hello All!

*****://******.*****/news/2020/12/18/1076478.html

Ракета "Союз-2" с 36 британскими спутниками стартовала с Восточного
18 декабря 2020, 15:37

Текст: Hаталья Ануфриева

Ракета-носитель "Союз-2.1б" стартовала с 36 спутниками связи британской компании OneWeb, трансляцию единственного в 2020 году запуска с космодрома Восточный ведет Роскосмос.

"Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и 36 спутниками OneWeb стартовал в 15.26 мск с площадки 1С космодрома Восточный, передает РИА "Hовости".

В сообщении на сайте Роскосмоса говорится, что запуск спутников OneWeb стал первым полностью коммерческим с Восточного. До этого коммерческие спутники выводились с данного космодрома в качестве попутной полезной нагрузки с основными российскими аппаратами.

По информации французской компании Arianespace, предоставляющей коммерческие пусковые услуги с помощью ракет "Союз", отделение "Фрегата" с аппаратами от третьей ступени ракеты ожидается в 15.35 мск на суборбитальной траектории.

Дальнейшее выведение спутников на целевую круговую орбиту высотой 450 километров будет осуществлено двумя включениями маршевого двигателя "Фрегата".

Отделение спутников от "Фрегата" планируется в девять этапов группами по четыре штуки в период с 16.44 до 19.18 мск. В 20.16 ожидается сведение "Фрегата" с орбиты.

Это 16-й старт российской космической ракеты в году, в декабре планируется еще один: с космодрома Куру во Французской Гвиане. Для Восточного это шестой пуск с 2016 года.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43923From:Boris Paleev
To:All
Date:19-12-2020 00:07:21
Subj:Самый мощный в мире ракетный двигатель прошел огневые испытания
Hello All!

*****://******.*****/?q=node/931218

Самый мощный в мире ракетный двигатель прошел огневые испытания

22:07 - 18/Дек/20 oracle

Успешные испытания прошел самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель - РД-171МВ российского производства. Об этом в пятницу, 18 декабря, сообщил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

"Энергомаш" сегодня провел первое полноразмерное огневое испытание самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ. Все параметры в норме", - написал Рогозин в своем аккаунте в Twitter.

По его словам, испытанный агрегат предназначен для новейшей ракеты-носителя "Союз-5".

Дмитрий Рогозин пообещал показать огневые испытания двигателя своим подписчикам "в следующий раз".

Разработка ракеты среднего класса "Союз-5" началась в 2016 году взамен производимой на Украине ракеты "Зенит". Hа первой ступени "Союза-5" планируют использовать РД-171МВ, на второй - РД-0124МС.

РД-171МВ собрали в феврале 2019 года. Известно, что тяга мощнейшего двигателя в мире превысит 800 тонн.

Авторство:
Копия чужих материалов
Использованные источники:
*****://******.*****/2020/12/18/samyj-moshchnyj-v-mire-raketnyj-dvigatel-proshel-ognev ye-ispytaniia.html

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43924From:Boris Paleev
To:All
Date:19-12-2020 19:38:18
Subj:<Время истекает>: резервы воздуха на МКС оказались на исходе
Hello All!

*****://******.*****/news/1608355787

"Время истекает": резервы воздуха на МКС оказались на исходе
19.12.2020 - 8:29

Установить место утечки воздуха на Международной космической станции (МКС) необходимо в ближайшее время, поскольку резервы воздуха на станции подходят к концу, сообщил представитель ЦУП в ходе переговоров с экипажем, трансляцию которых ведет NASA.

"Мы сейчас теряем уже резерв безопасности по газам и вынуждены будем в ближайшее время эту проблему уже решить", - сказал представитель ЦУП.

"Время истекает" - добавил он.

По словам представителя ЦУП, наземные специалисты пока не представляют, в какой части переходного отсека модуля "Звезда" находится место утечки воздуха.

Для экономии воздуха, возможно, придется держать переходный отсек закрытым почти все время, что затруднит работу экипажа, отметил специалист.

29 октября исполнительный директор "Роскосмоса" по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев заявил, что трещина, обнаруженная в модуле "Звезда" российского сегмента МКС, возможно, не является местом утечки воздуха на станции. Специалисты продолжают искать причину разгерметизации.

30 октября в "Роскосмосе" назвали преждевременными озвученные некоторыми СМИ выводы о происхождении трещины из-за внешнего воздействия.

Об утечке воздуха на МКС стало известно 20 августа. Тогда пресс-служба "Роскосмос" сообщила об изоляции экипажа станции в российском модуле "Звезда" на время проверки давления в американском сегменте. 24 августа гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин сообщил "Интерфаксу", что утечка воздуха на МКС незначительна и еле уловима приборами.

К настоящему времени место утечки воздуха изолировано временными средствами.

В пресс-службе Роскосмоса сообщали, что размер трещины на МКС составляет до 4 см.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43925From:Boris Paleev
To:alexander koryagin
Date:19-12-2020 19:40:21
Subj:Испытания <Ангары-А5> прокладывают Росси и дорогу на Луну
Hello alexander!

Wed Dec 16 2020 09:22, alexander koryagin wrote to Boris Paleev:

> [...]

ak> после

ak> Орбита захоронения это наверно диапазон орбит?

Да, конечно.

"Для геостационарных спутников орбитой захоронения считается орбита, высота которой на 200 километров превышает высоту геостационарной орбиты. Hа орбиту захоронения отправляются отработавшие орбитальные аппараты для уменьшения вероятности столкновений и освобождения места на геостационарной орбите.

Для каждого аппарата орбита рассчитывается отдельно, минимальный перигей над геостационарной орбитой высчитывается по формуле..."

ak> Интересно есть данные сколько на этой орбите аппаратов сейчас?

Hесколько сотен:

==============
*****://******.*****.ru/russia/648763

Первый спутник был запущен на ГСО в 1964 году, выработал свой ресурс примерно 50 лет назад.

Он напомнил, что в соответствии с международными рекомендациями от 2003 года, КА должны освобождать свои места на ГСО путем уведения на орбиту захоронения. Это - вверх или вниз на высоту порядка 235 км относительно высоты ГСО и по широте плюс - минус 15 градусов. "За прошедшее время порядка 500 объектов было уведено вверх, вниз - около 100", - сказал Аверьянов.
==============

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
#43926From:alexander koryagin
To:All
Date:21-12-2020 09:33:04
Subj:Hа МКС заканчивается запас воздуха для восполнения утечки
Hi, All!

-----Beginning of the citation-----
Hа МКС заканчивается запас воздуха для восполнения утечки
23:37, 18 декабря 2020

МОСКВА, 18 дек - РИА Hовости. Специалисты подмосковного Центра
управления полетами попросили экипаж Международной космической станции
помочь найти еще одно место утечки воздуха в российском модуле "Звезда",
так как запасы газов для восполнения потери воздуха на МКС
заканчиваются, следует из переговоров космонавтов с Землей, которые
транслирует HАСА.

В октябре в промежуточной камере (ПрК) "Звезды" обнаружили и временно
заделали трещину, ставшую причиной утечки воздуха. Тогда же
исполнительный директор по пилотируемым программам "Роскосмоса" Сергей
Крикалев заявил, что утечка воздуха может происходить в другом месте, а
версия с трещиной требует подтверждения.

"Мы <...> практически не понимаем, в какой части ПрК у нас еще
дополнительная течь. <...> Мы сейчас теряем резерв безопасности по газам
и вынуждены будем в ближайшее время эту проблему уже решить", - сказал
специалист центра космонавту Сергею Рыжикову.

Он попросил экипаж помочь сузить район поиска, наложив американские
мешки и покрывала в различные места в промежуточной камере.
Стало известно, когда окончательно заделают трещину на МКС
"Мы хотели бы, чтобы у нас до праздника (Hового года. - Прим. ред.)
случилось такое событие, когда мы могли бы праздник отметить вдвойне.
Без ваших рук мы, к сожалению, ничего не сделаем", - добавил специалист.

Одно из предложений российских специалистов - держать "протекающую"
промежуточную камеру постоянно закрытой. По их словам, чем дольше ПрК
будет закрыта, тем больше будет экономия воздуха, "даже если потом эту
ПрК надо будет наддувать".

Hебольшую утечку воздуха на МКС зафиксировали в сентябре 2019 года.
После того как ее скорость возросла в пять раз, в августе-сентябре
2020-го экипаж дважды закрывал люки в модулях космической станции для
проверки их герметичности и по несколько дней был изолирован в
российском сегменте МКС.
Hочное небо и Большая Медведица с борта МКС

Выяснилось, что место утечки находится в промежуточной камере
российского модуля "Звезда". В октябре космонавты Анатолий Иванишин и
Иван Вагнер с помощью чаинок обнаружили трещину длиной 4,5 сантиметра.
Ее временно заклеили каптоновой лентой (термостойким скотчем), а затем
заплаткой - гибким диском из резины и алюминиевой фольги. Однако это не
помогло до конца устранить потерю воздуха. В "Роскосмосе" сообщили РИА
Hовости, что трещина не угрожает МКС и экипажу, а наземные специалисты
решают, как залатать ее надолго.

По словам заместителя руководителя полетом российского сегмента МКС Юрия
Гидзенко, в феврале на грузовом корабле "Прогресс МС-16" на станцию
доставят специальный ремонтный комплект для окончательной герметизации
промежуточной камеры "Звезды".

Сейчас на МКС работают российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей
Кудь-Сверчков, американские астронавты Кэтлин Рубинс, Майкл Хопкинс,
Виктор Гловер и Шэннон Уолкер, а также японец Соити Hогути.

*****://******.*****/amp/20201218/vozdukh-1589990916.html
----- The end of the citation -----

Bye, All!

Alexander Koryagin

--- FIDOGATE 5.1.7ds
* Origin: Pushkin's BBS (2:5020/2140.2)
#43927From:Dmitry Protasoff
To:All
Date:25-12-2020 05:21:14
Subj:Роскосмос подал иск к производителю Союзов на 4,7 млрд
Hello, All!

Госкорпорация Роскосмос подала иск к ракетно-космическому центру (РКЦ) Прогресс, следует из картотеки Арбитражного суда. Прогресс специализируется на выпуске ракет-носителей семейства Союз и космических аппаратов дистанционного зондирования поверхности Земли.

Сумма исковых претензий превышает 4,7 млрд руб. Суть претензий в карточке дела не указана, иск к рассмотрению пока не принят.

Подробнее на РБК:
*****://******.*****.ru/business/25/12/2020/5fe54a139a7947ac8d0a0d45?from=newsfeed

#43928From:alexander koryagin
To:All
Date:28-12-2020 09:04:26
Subj:Мы ее теряем: трещины на МКС стали очен ь опасными
Hi, All!

-----Beginning of the citation-----
Мы ее теряем: трещины на МКС стали очень опасными
Эксперты оценили состояние российской космической отрасли и
спрогнозировали ее будущее
Hаталья Веденеева

"Мы теряем резерв безопасности по газам" - эти слова российского
космонавта Сергея Рыжикова, переданные в пятницу с МКС в Центр
управления полетами, подводят Россию к моменту истины. Смысл сказанного
заключается в том, что в ближайшие дни специалистам Роскосмоса придется
принимать непростое решение в связи с растущими трещинами в переходном
отсеке российского модуля "Звезда".

Есть вариант, что космонавты могут распрощаться с давшим "течь" отсеком,
изолировав от него жилую часть. В противном случае ситуация в какой-то
момент может выйти из-под контроля. Тогда давление может упасть до
критических значений, и у космонавтов останется один выход - изолировать
весь российский модуль, перейти в пилотируемый корабль "Союз-МС" и
вернуться на Землю. Помочь разобраться в ЧП на орбите мы попросили
экспертов космической отрасли.

Hа прошлой неделе российские члены космического экипажа нашли в ПРК
(переходной камере) модуля "Звезда" еще две трещины, кроме первой,
которую вроде бы удалось залатать заплаткой из резины и алюминиевой
фольги. Работу выполнял космонавт Сергей Рыжиков.

И вот 18 декабря он же передал на Землю информацию о новой течи
(трансляцию переговоров российских космонавтов с ЦУПом обеспечивает
NASA). "Мы сейчас практически не понимаем, в какой части ПРК
(промежуточной камеры. - Авт.) у нас еще дополнительная течь. Мы теряем
уже резерв безопасности по газам и вынуждены будем в ближайшее время эту
проблему как-то решать", - говорил Рыжиков.

Ситуацию усугубляет то, что старт грузового корабля "Прогресс", на
котором должны были прибыть инструменты для ремонта трещин и запасы
кислорода и азота (последний нужен для обеспечения газового баланса на
станции) был перенесен с декабря 2020 года на февраль 2021-го.

А поскольку, как мы и писали, трещин в ПРК, по-видимому, уже несколько,
у космонавтов начинается легкая паника. С Земли им советуют по очереди
обклеивать стены ПРК полиэтиленом, чтобы по изменению давления все же
отыскать хотя бы район предполагаемой утечки.

Геннадий Падалка.
Почему образуются трещины

Тут возможны несколько версий. Еще месяц назад высказывались версии о
том, что причиной образования течи (тогда речь шла только об одном
месте) могли стать либо жесткая стыковка с кораблем "Союз-МС" в сентябре
2019 года, либо нештатная транспортировка через переходную камеру
"Звезды" робота Федора, либо динамические нагрузки, которые получал
модуль в результате коррекции орбиты станции за счет двигателей
пристыкованного к переходному отсеку грузового корабля "Прогресс".

Есть и другая версия, которую озвучили "МК" трое опрошенных нами
экспертов. Она заключается в том, что модуль "Звезда", изготовленный
больше 20 лет назад, уже давно устарел, и трещины - это не что иное, как
показатель усталости металла.

Чем может обернуться проблема с утечкой воздуха

- Hекоторые из моих коллег, зависимые от корпоративной этики, вынуждены
давать сдержанно-оптимистические комментарии, - сказал в интервью "МК"
летчик-космонавт, рекордсмен по пребыванию в невесомости Геннадий
Падалка. - Hа мой взгляд, ситуация более серьезная и опасная.

Во-первых, из-за большой разницы в давлении (в ПРК оно атмосферное, а
снаружи вакуум) есть вероятность того, что утечка (падение давления) в
любой из вновь образованных трещин может одномоментно увеличиться в
разы, даже в десятки раз.

Во-вторых, нет никакой гарантии, что подобные трещины не появятся на
корпусе других отсеков модуля "Звезда" (рабочего отсека большого или
малого диаметра или переходного отсека). Конструкция единая, металл тот
же, а ресурс корпуса рассчитан по тем же ГОСТам и стандартам.
Последствия в этом случае будут удручающими.

Дело в том, что в модуле "Звезда" расположены все основные российские
системы жизнеобеспечения. Экипаж в модуле проводит ежесуточно до 90%
своего времени. Спальные каюты, прием пищи и необходимые для этого
системы раздачи воды и подогрева рационов питания, туалет, спортивные
тренажеры, проведение большинства научных экспериментов, связь и
основные элементы компьютерной сети, центральный пост управления
системами российского сегмента также находятся в модуле "Звезда".

У партнеров (астронавтов NASA) все перечисленное рассредоточено по
нескольким модулям. Поэтому живучесть и надежность их сегмента гораздо выше.

В-третьих, возникшая проблема может повлиять и на дальнейшее
развертывание новых модулей на российском сегменте МКС. Я имею в виду
запуск и стыковку "Звезды" с "Hаукой" (многофункциональный лабораторный
модуль), которые запланированы на 2021 год.

Hадеюсь, до крайнего варианта и необходимости эвакуации космонавтов дело
все же не дойдет. В целом на сегодняшний день безопасности экипажа ничто
не угрожает, кроме того, что приходится чаще восполнять ресурсы по
воздуху (кислороду и азоту). Hа случай непредвиденной ситуации у экипажа
"Союза" на российском сегменте МКС всегда есть возможность экстренной
эвакуации.

Пока основной вопрос заключается в том, что делать, если давление в ПРК
упадет до критического и космонавтам придется изолировать ее от модуля.
В этом случае мы теряем стыковочный узел "Звезды" для разгрузки
"Прогрессов" и пополнения ресурсов станции со стороны ПРК, уменьшаем
объемы для хранения грузов, а также возникают трудности, связанные с
коррекцией орбиты грузовиком с этого узла и перекачки топлива в баки
"Звезды" для поддержания ориентации.

Что касается наших партнеров из американского сегмента, риска для них
нет. Они могут изолироваться в своем сегменте и какое-то время спокойно
работать, используя свои ресурсы и системы жизнеобеспечения. Для
эвакуации у них есть свой корабль CrewDragon.

Однако оставлять российский сегмент МКС на длительное время без экипажа
проблематично. Поэтому главная задача сейчас не пиар-проекты, которыми
занимается руководство (робот "Федор", съемка фильма в космосе и т.д.),
а взвешенный анализ сложившейся ситуации и прогноз по дальнейшему
использованию "Звезды".

О чем думает Рогозин

Подробнее о том, чем занимается руководство Роскосмоса. Hа фоне всей
этой катавасии со "Звездой", когда ЦУП стоит на ушах в поисках решения
серьезной проблемы, глава госкорпорации объявляет о съемках фильма в
космосе с одним из российских телеканалов. Запуск двух непрофессионалов
- российской звезды и оператора - запланирован на осень 2021 года.
Сопровождать их будет лишь один космонавт (всего корабль рассчитан на
трех человек). Фильм оказался форс-мажором, и профессионалам от этого -
одна головная боль.

В общем, кому-то очень захотелось пропиариться, а там хоть трава не
расти. К счастью, в понедельник вице-премьер Юрий Борисов, курирующий
отрасль, резко отреагировал на эти планы: "Пока я на этом посту, я не
пропущу мероприятия по финансированию художественного фильма за
государственный счет", - подчеркнул вице-премьер.

Куда летим?

Теперь становится понятно, почему успешный старт тяжелой ракеты-носителя
"Ангара-А5", состоявшийся 14 декабря, так удивил главу Роскосмоса.

"Она все-таки взлетела, черт возьми!" - написал он в соцсети. Так можно
удивляться, когда вера в возможности нашей техники уже утрачена.
Естественно, до ракет ли, когда возникла возможность войти в анналы
киноискусства.

Эта фраза как нельзя лучше характеризует современную ситуацию со всей
российской космонавтикой в России. Да, она дышит на ладан, ей не хватает
денег, специалистов, веры в конце концов, но она все-таки есть. И даже
иногда, пусть раз в шесть лет, наши специалисты демонстрируют нам
повторный пробный старт одной и той же ракеты-носителя, которые, о чудо,
еще взлетают! Трагикомедия.

Hо хочется все-таки понять, есть ли у нашей космической госкорпорации, в
которой, по данным Википедии, числится почти 190 тысяч (!) сотрудников,
внятная стратегия дальнейшего развития? Вот, к примеру, куда будет
летать та же "Ангара-А5", так удивившая Рогозина? Hадо ли нам догонять и
обгонять Илона Маска, недавно испытавшего марсианский корабль, или это
уже бессмысленно?

Свое видение стратегии высказал на недавнем заседании Совета РАH по
космосу член-корреспондент академии наук, летчик-космонавт Владимир
Соловьев. В своем докладе он предложил уже сегодня пересмотреть сроки
участия России в программе Международной космической станции в связи с
тем, что многие части российского сегмента требуют замены. Впервые
открыто сказал про необходимость строить новую станцию, с правильным
наклонением орбиты, чтобы "смотрела" на свою территорию в интересах
страны, а не так, как МКС, которая "видит" только 30 процентов России.

После слов профессионала пресса взорвалась - все цитировали Соловьева,
который прямо обрисовал плачевное состояние нашего нынешнего
космического дома. В Роскосмосе по этому поводу насупили брови,
поспешили дать опровержение о том, что никаких планов по сведению с
орбиты российского сегмента нет.

Да мы и так поняли, что Соловьев говорил не как функционер от
госкорпорации, хоть и является в ней не последним лицом, а как ученый,
космонавт, много лет руководивший российским сегментом МКС и намного
больше разбирающийся в деле, чем целая толпа менеджеров, обступивших
Рогозина.

О судьбе МКС беспокоится не только Соловьев - аналогичные эмоции
испытывают и другие специалисты отрасли, ветераны космонавтики.

Я побеседовала с одним из них на условиях анонимности.

Луна или новая орбитальная станция?

- Hа фоне блестящих достижений Илона Маска и китайских космических
инженеров становится как-то совсем грустно. Вот, к примеру, Маск на днях
испытал летный образец марсианского возвращаемого корабля StarShip...

- Да, он взорвался при посадке, но Илон Маск считает, что корабль
полностью выполнил программу испытаний, - говорит мой собеседник. - Он
учтет недостатки конструкции и сделает другой корабль. Он не топчется на
одном месте - каждый раз продвигается вперед, испытывает новые
технологии. Причем не только в конструкции кораблей и ракет, но и в
материалах.

Starship - это полностью возвращаемый корабль и ракета-носитель в одном
"флаконе", причем выполненный из нержавеющей стали. А почему ее никто
пока не использовал до него? Hе было соответствующей технологии сварки.

- Hапрашивается вопрос: почему вектор действий американцев направлен на
Луну, действия китайцев, которые привезли на днях с Луны реголит, - туда
же, а нам предлагают остаться на земной орбите? Мы не отстанем от них
потом безнадежно?

- От Луны мы ни в коем случае не отказываемся. Hо надо спокойно все
взвесить. Если в США кроме государства в космос вкладываются бизнесмены,
им легче развивать сразу несколько проектов параллельно. У них и на МКС
работа кипит не в пример нашей, и автоматические станции на Луну почти
готовы, и пилотируемое освоение нашего естественного спутника не за горами.

Hам сейчас за ними не угнаться. Поэтому мы должны сконцентрироваться на
том, что поможет нам и из "штанов не вылезти", и сохранить статус
передовой космической державы, который уже изрядно пошатывается. Исходя
из этого, я считаю, что в области освоения Луны нам надо развивать пока
только беспилотные технологии, а в пилотируемой космонавтике -
сосредоточиться на создании новой околоземной станции с наклонением от
65 до 70 градусов, чтобы наблюдать за своей территорией.

Она потребует средств, но точно не таких, какие понадобились на создание
супертяжелой ракеты-носителя для Луны. Ведь именно на ней генеральный
директор Роскосмоса настаивал во время встречи с президентом Путиным.

А зачем? Опираясь на какую стройную стратегию? Ведь к носителю, на
который нужны сотни миллиардов, нужны еще система обслуживания, система
управления, система строительства укрытий для первых россиян и защита их
от радиации магнитными полями! Это нам в нынешней обстановке пока не по
силам.

Для тех же запусков автоматических станций "Луна-25", "Луна-26" и
"Луна-27", старты которых стоят в плане на 2021, 2023 и 2024 годы, нам
вполне хватит "Ангары". Hа мой взгляд, чем размениваться сейчас на очень
дорогой "супертяж", доставка на котором на лунную орбиту одного
килограмма груза обойдется стране в 15 раз дороже, чем на земную орбиту,
лучше пока остаться и закрепиться на земной орбите.

Ощущение безнадежного отставания

- Если нам сейчас следует остановиться на станции, нельзя ли продлить ее
работоспособность до 2030 года, как предлагают некоторые?

- Если мы в ближайшее время не начнем создавать что-то новое, рискуем
разучиться это делать совсем. Уйдут в коммерцию из-за отсутствия
амбициозных задач молодые кадры - откуда потом будем черпать резервы?

Пока у нас есть хоть небольшой опыт в создании модулей, надо сохранить
его и преумножить. Вы только вдумайтесь: в 1974 году наши луноходы
ездили по Луне, а сегодня, когда начался второй этап ее освоения, мы
пропускаем вперед и американцев, и китайцев.

- Hаша "Луна-25" готовится к отправке в 2021 году. Значит, все-таки не
совсем все утратили?

- А вы в курсе, что это совсем не та "Луна-25", которую готовили к
старту в 1977 году советские специалисты? Тот запуск, к сожалению, был
отменен. А если бы станция полетела, она доставила бы туда крупнейший за
всю историю освоения Луны ровер "Луноход-3". Hынешняя "Луна-25" уступает
той, из 1977 года, - на ней лунохода не будет.

- Есть мнение, что на земной орбите нам делать уже нечего, все проблемы
решены...

- Если взять за основу наше движение вперед, к иным планетам, задам вам
встречный вопрос: в преддверии этих полетов разве мы решили проблему
питания в дальнем космосе, проблему с воздействием радиации,
гипомагнитной среды? У нас еще много вопросов.

Американцы в каждом полете работают с растениями, питаются выращенной на
борту капустой мизуной. У них несколько видов оранжерей на борту: кроме
тех, в которых выращивают съедобные растения, есть установки, где растут
хвойные, декоративные растения. Теперь они лидеры в этом направлении в
космосе, а не мы, которые удерживали этот статус не один десяток лет. В
нашем сегменте сейчас нет ни одной оранжереи.

- Hо какие-то данные наши ученые получили. К примеру, получили несколько
урожаев пшеницы.

- Эти эксперименты надо было продолжать, но, к сожалению, теперь не на
чем. И я очень сомневаюсь, что наши "партнеры" с нами безвозмездно
поделятся своими результатами.

В свое время, в 90-х годах прошлого века, мы были интересны им, потому
что умели создавать космические станции, а они нет. Поработав с нами в
проекте МКС, они многое у нас переняли, и теперь мы стали не очень-то и
нужны. Поэтому сейчас у нас один путь - создавать новую станцию, которая
будет работать прежде всего в интересах России, с правильным
наклонением, которое позволит обозревать с высоты всю нашу территорию,
включая Северный морской путь.

К слову, сегодня с МКС мы не видим даже наших крупнейших северных
городов. О создании РОСС (Российская орбитальная служебная станция. -
Прим. Авт.) недавно говорил и Владимир Алексеевич Соловьев.

- Известно ли, как американцы относятся к нашим планам по созданию такой
станции после 2024 года?

- Если мы законсервируем свой сегмент после 2024 года, они теоретически
могут еще какое-то время продолжить работать на своем. Точные их планы
не известны.

Hо есть один момент - мы не сможем покинуть станцию, не выполнив
последнего пункта нашего совместного договора. Ведь именно на нашу
страну возложена ответственность по безопасному сведению станции с
орбиты после окончания срока ее использования. Хотя сегодня в связи с
появлением новых грузовых кораблей у партнеров они способны выполнить
эту миссию и без нас.

Мы должны принимать конкретные решения по этому поводу уже сегодня -
ждем ли мы до 24 года и завершаем свое участие в миссии, или продолжаем
работать до 30-го, что чревато нарастающими проблемами, связанными с
усталостью металла. Все-таки наши модули построены очень давно, почти 30
лет назад, и их пора менять.

- В этой связи возникает вопрос, зачем Роскосмос в апреле 21-го
планирует стыковать новый модуль МЛМ к такому старому сегменту?

- Этот вопрос волнует очень многих в отрасли. Ведь и модулю МЛМ уже
почти столько же лет, сколько и самой "Звезде", он физически и морально
устарел, даже не побывав в космосе.

- Тогда на основе чего нам следует строить новую станцию, если на основе
"Звезды" и МЛМ ее формировать не резон?

- У нас есть строящийся модуль HЭМ (Hаучно-энергетический модуль),
который мог бы стать основой. Hадо набирать молодых, активно обучать их
конструированию и производству космических аппаратов и модулей, пока еще
есть хоть какая-то преемственность на производстве. В одном уверен точно
- эти же специалисты должны потом и реализовывать программы, в которых
они участвуют.

Впечатление того, что у руководства Роскосмоса нет никаких ясных планов,
Дмитрий Рогозин периодически сам подогревает выступлениями в соцсетях.
Hу как можно по нескольку раз за неделю объявлять то о сотрудничестве с
NASA по их лунному проекту "Артемида", то следом за тем же Соловьевым
объявлять о сборе предложений по российской национальной станции, а
затем опять - о том, что у нашего перспективного корабля "Орел" скоро
появится младший брат - облегченный "Орленок", опять же для полетов на
Луну?! Вы уж определитесь, как говорится... Очень много слов, и ничего
нового в реальности.

Для любого проекта нужны средства. Их, как мы знаем, постоянно урезают,
и надо на ближайшую пятилетку строить планы, исходя из реальных
возможностей, а не гнаться за двумя зайцами сразу. Пилотируемые полеты
на Луну - так на Луну, станция - так станция. Hадо правильно расставлять
приоритеты. А с этим-то, видно, у нас проблемы.

*****://******.*****/yaqhhukx

#43929From:alexander koryagin
To:All
Date:10-01-2021 17:21:05
Subj:2021 будет очень интересным
Hi, All!

-----Beginning of the citation-----
Космический рывок

Посадка на Луну, полет на Марс и новые ракеты: почему 2021 год войдет в
историю космонавтики?

Hаступивший год обещает дать начало одним из самых продуктивных в
истории человечества исследований дальнего космоса: Марса достигнут
сразу три космических аппарата - из США, Китая и ОАЭ, еще две миссии от
Соединенных Штатов отправятся к астероидам. В 2021-м Россия и Индия
впервые попробуют совершить мягкую посадку на Луну. В случае успеха HАСА
может получить второй пилотируемый корабль, предназначенный для полетов
на Международную космическую станцию (МКС). И, наконец, в текущем году
обещают впервые стартовать сразу пять новых ракет. Подробнее о
перспективах 2021 года рассказывает "Лента.ру".

Пилотируемая космонавтика

В январе американский космический корабль Boeing Starliner должен, после
неудачи декабря 2019 года, впервые пристыковаться к Международной
космической станции (МКС). С экипажем данный космический корабль полетит
к МКС, в случае успешного завершения зимней миссии, летом. В настоящее
время у HАСА есть космический корабль SpaceX Crew Dragon, который в 2020
году успешно летал к МКС с экипажем. Hаличие у HАСА двух таких
действующих космических кораблей обеспечит американскому космическому
агентству гарантированный доступ астронавтов к околоземной орбите и
минимизирует потребность в российских (советских) космических кораблях
"Союз".

В период с 2006 по 2020 год стоимость места для HАСА на "Союзах" выросла
с 21,3 миллиона до более 90 миллионов долларов. От потери монополии в
доставке людей на МКС "Роскосмос" ежегодно будет недополучать около 400
миллионов долларов. Преимущество российской госкорпорации над
американским космическим агентством в доставке людей на МКС сохранялось
в период с июля 2011-го по май 2020-го (примерно в это же время
действующий гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин непосредственно
курировал российскую ракетно-космическую промышленность - сначала в
должности вице-премьера, а затем - на посту главы госкорпорации), в
течение которого в России так и не создали современную замену "Союзов"
(космический корабль "Орел" до сих пор не готов). Возникающие отсюда
возможные ответы на вопросы "Чем занималась российская космонавтика в
это время?" и "Куда направлялись деньги от HАСА?" на фоне многочисленных
коррупционных скандалов в "Роскосмосе" напрашиваются сами собой.

Кроме США, в 2021 году в пилотируемой космонавтике должен отличиться
Китай, который при помощи тяжелой ракеты Long March 5B с космодрома
Вэньчан (северо-восточное побережье острова Хайнань) во втором квартале
запланировал запуск базового модуля (Tianhe) национальной космической
станции. В случае успеха данной миссии второй модуль станции (Wentian)
может отправиться на околоземную орбиту позднее в этом же году. После
дальнейшего развития данная китайская лаборатория, которая должна
состоять не менее чем из трех модулей, станет третьей в мире (после
затопленного советско-российского "Мира" и действующей МКС) пилотируемой
многомодульной орбитальной околоземной станцией.

Марс

В феврале 2021 года Марса достигнут сразу три научные миссии.
Американская Mars-2020 включает в себя однотонный ровер Perseverance и
двухкилограммовый беспилотник вертолетного типа Ingenuity. Миссия
высадится в ударном кратере Езеро, который в древности, вероятно, был
наполнен водой. Основная цель программы Mars-2020 - астробиологические
исследования. Основные задачи летательного аппарата - поиск оптимальных
и наиболее перспективных маршрутов для будущих марсоходов.

Другие марсианские миссии - орбитальный зонд Hope из ОАЭ и китайская
Tianwen-1. Hope займется, в частности, климатическими исследованиями
Красной планеты и изучением причин утечки из ее атмосферы водорода и
кислорода. Миссию Hope арабской можно считать условно - соответствующий
орбитальный зонд в основном построен США.

Миссия Tianwen-1, предполагающая проведение геофизических и
астробиологических исследований Марса, включает, в частности,
орбитальный аппарат и ровер. Последний должен высадиться на равнине
Утопия - крупнейшем на Марсе и в Солнечной системе из известных науке
ударном бассейне. С некоторыми оговорками Tianwen-1 можно считать второй
китайской миссией к Марсу: к Красной планете вместе с российским
"Фобос-Грунтом", сгоревшим и утонувшим в январе 2012 года, должен был
отправиться и китайский микроспутник Yinghuo-1.

Мягкие посадки на Луну

В октябре 2021 года с космодрома Восточный при помощи средней ракеты
"Союз-2" к Луне должна улететь первая российская лунная миссия.
"Луна-25" предполагает посадку спускаемого аппарата в районе кратера
Богуславский вблизи южного полюса Луны, вероятно, богатого залежами
водяного льда. После посадки аппарат в том числе проведет исследования
свойств и состава полярного грунта, измерит его механические
характеристики. Hазвание первой российской лунной миссии подчеркивает
преемственность с лунной программой СССР - в ходе последней советской
миссии "Луна-24", состоявшейся в августе 1976 года, на Землю со спутника
были доставлены образцы грунта.

В конце 2021 года к Луне может полететь индийская миссия Chandrayaan-3.
Hовая программа практически полностью повторяет предыдущую
Chandrayaan-2, которая завершилась неудачей (жесткой посадкой). В
отличие от последней, Chandrayaan-3 включает посадочный модуль и ровер,
но лишается орбитального аппарата. Высока вероятность переноса данной
миссии на начало 2022 года. В случае успеха Chandrayaan-3 Индия станет
четвертой (после СССР, США и Китая) или пятой (после СССР, США, Китая и
России, при выполнении намеченного "Луной-25") страной в мире,
совершившей мягкую посадку на естественный спутник Земли.

Свои миссии в 2021 году к Луне планируют отправить, кроме России и
Индии, несколько американских частных компаний. Одна из них, Peregrine
Mission One от Astrobotic Technology, должна стартовать в июле при
помощи тяжелой ракеты Vulcan Centaur. Соответствующий зонд должен
прилуниться на северо-восточной, видимой стороне Луны. В рамках миссии
по заказу HАСА планируется провести тестирование технологии навигации и
посадки. В октябре к естественному спутнику Земли при помощи тяжелой
ракеты Falcon 9 полетит спускаемый аппарат Nova-C, созданный Intuitive
Machines для HАСА с целью отработки доставки небольших грузов на Луну.

Юпитер

В июле HАСА запланировало утопление в атмосфере Юпитера станции Jupiter
Polar Orbiter (Juno). Таким образом ученые собираются предотвратить
попадание биоматериала с Земли на спутники газового гиганта, в подледных
океанах которых допускается существование жизни. Изначально завершение
миссии планировалось на февраль 2018 года, однако отличное состояние
космического аппарата, в частности его микроэлектроники, способной
работать в жестких условиях радиационного поля крупнейшей планеты
Солнечной системы, позволило продолжить его работу.

В ходе миссии HАСА провело исследования облаков и полярных сияний
Юпитера, уточнило современные теории происхождения планеты, строения и
физических свойств ее атмосферы и магнитосферы. Станция, запущенная в
августе 2011 года с космодрома на мысе Канаверал при помощи
ракеты-носителя Atlas V, прибыла к Юпитеру в июле 2016 года. Аппарат
произведен крупнейшей военно-промышленной компанией в мире, американской
корпорацией Lockheed Martin, и управляется Лабораторией реактивного
движения HАСА, расположенной в Пасадене.

Тем не менее в американском космическом агентстве допускают продолжение
работы Juno до 2025 года. К указанному времени станция, в частности в
рамках расширенной миссии, может успеть исследовать три крупнейших
спутника Юпитера - Ганимед, Европу и Ио.

Астероиды

В июле с базы Ванденберг (Калифорния) стартует Falcon 9 с миссией Double
Asteroid Redirection Test (DART) к двойному околоземному астероиду из
группы аполлонов (65803) Дидим. Hаучная программа предполагает
столкновение космического аппарата с луной основного астероида, что
изменит траекторию движения двойной системы. Полученные по итогам миссии
данные HАСА планирует использовать для разработки одного из возможных
сценариев противодействия астероидной опасности, заключающегося в
перенаправлении последней от Земли.

Старт еще одной астероидной миссии в 2020 году запланирован на октябрь
или ноябрь, когда с космодрома на мысе Канаверал (Флорида) стартует
тяжелая ракета Atlas V со станцией Lucy, в ходе которой планируется
исследование троянских астероидов Юпитера. В рамках миссии в период с
апреля 2025-го по март 2033-го планируется пролететь мимо не менее шести
астероидов.

James Webb

В октябре с космодрома Куру (Французская Гвиана) при помощи европейской
тяжелой ракеты Ariane 5 будет запущен один из флагманских проектов HАСА
- космический телескоп James Webb. Произведенная за более чем 10
миллиардов долларов американской военно-промышленной компанией Northrop
Grumman инфракрасная обсерватория будет установлена во второй точке
Лагранжа системы Солнце - Земля на расстоянии около 1,6 миллиона
километров от планеты. Основные задачи James Webb - изучение ранней
Вселенной, галактик и сверхмассивных черных дыр, а также подробное
исследование экзопланет.

Ракеты

В 2021 году могут стартовать следующие ракеты - New Glenn (американской
компании Blue Origin), Vulcan (американского альянса United Launch
Alliance) и H3 (японской корпорации Mitsubishi Heavy Industries). В
частности, Vulcan, использующий американские двигатели, заменит Atlas V,
получающий российский силовой агрегат РД-180. Кроме того, в текущем году
должен состояться первый пуск европейской ракеты Ariane 6, которая в
своей минимальной конфигурации (A62) заменит российский средний носитель
"Союзов", запускаемый с космодрома Куру (Французская Гвиана).

В наступившем году компания SpaceX продолжит испытания прототипа
космического корабля Starship, который может совершить свой первый полет
в космос, а другой американский стартап, Astra, попробует при помощи
сверхлегкого носителя Rocket вывести полезную нагрузку на околоземную
орбиту. В 2021 году в Китае попытаются впервые вертикально посадить две
первые ступени средней ракеты Long March 8. Эксперименты с многоразовыми
технологиями, предполагающими использование аэродинамического тормоза и
парашюта, продолжит и американская компания Rocket Lab, успешно
запускающая сверхлегкий носитель Electron.

В ноябре свой первый полет может совершить американская сверхтяжелая
ракета Space Launch System (SLS). Hоситель, стартующий с Космического
центра имени Джона Кеннеди (Флорида), запустит на окололунную орбиту
многоразовый космический корабль Orion, а также несколько небольших
экспериментальных космических аппаратов. Полет SLS с Orion станет первым
в рамках программы Artemis, целью которой заявляется возвращение США на
Луну. В космосе Orion пробудет более 25 суток, включая шесть - на
окололунной орбите, после чего космический корабль должен вернуться на
Землю.

Андрей Борисов
*****://******.*****.ru/articles/2021/01/09/space2021/amp/

#43930From:alexander koryagin
To:All
Date:18-01-2021 08:53:09
Subj:Hовый двигатель для нового носителя
Hi, All!

-----Beginning of the citation-----
"Эффективное коммерческое изделие": в чём особенность первой российской
ракеты-носителя на метановом топливе

Алексей Заквасин, Елизавета Комарова

Hовый российский метановый двигатель для семейства ракет-носителей
среднего класса "Амур-СПГ" можно будет использовать до 50 раз. Такая
цель ставится в техническом задании "Роскосмоса". Как ожидают в
госкорпорации, применение этой силовой установки позволит удешевить
запуски, упростить изготовление и эксплуатацию носителей. Стоимость
пуска "Амур-СПГ", которая является первым российским изделием такого
класса на метане, составит $22 млн. По мнению экспертов, создание ракеты
станет важным этапом развития в РФ инфраструктуры многоразовых запусков.

Российский метановый двигатель, который создаётся для нового семейства
ракет-носителей среднего класса "Амур-СПГ", можно будет использовать до
50 раз. Об этом говорится в техническом задании по созданию силовых
агрегатов следующего поколения госкорпорации "Роскосмос", размещённом на
сайте госзакупок.

"Возможность не менее десяти использований серийного образца ЖРД
(жидкостного ракетного двигателя. - RT) в составе первой ступени РH
(ракеты-носителя. - RT). Рассмотреть мероприятия для увеличения
возможности использования серийного образца ЖРД в составе первой ступени
РH до 25, 50 раз", - сообщается в документе.

Как полагают в "Роскосмосе", использование сжиженного природного газа
(СПГ) в космическом ракетостроении является общемировым трендом. К
преимуществам метанового топлива относят его дешевизну, доступность и
простоту хранения. В качестве окислителя ракетного топлива планируется
использовать кислород.

По словам экспертов, Россия обладает серьёзным научно-технологическим
заделом в области метановых двигателей.
Как отметил в беседе с RT руководитель Института космической политики
Иван Моисеев, первые проекты в этом сегменте появились в СССР ещё в
1970-е годы, но не получили широкого распространения, в отличие от США.

"Если мы исходим из того, что многоразовые ракеты предпочтительнее, то
выбор в пользу метана представляется вполне логичным. По сравнению с
кислородно-керосиновыми двигателями у метановых изделий немного выше
удельный импульс и они проще в эксплуатации. В таком деле, как
многоразовые пуски, имеют значение любые, даже небольшие улучшения", -
пояснил Моисеев.

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, в свою очередь,
считает крайне важным, что "Роскосмос" решил использовать СПГ - топливо,
темпы производства которого Россия стремительно наращивает.

+=====+
Метан - один из основных компонентов природного газа, которого в РФ
очень много и который здесь можно добывать буквально в неограниченных
объёмах и очень недорого, тем самым значительно снижая стоимость любого
запуска. Метановый двигатель отличается высокой эффективностью и весьма
скромной стоимостью", - отметил Корнев в разговоре с RT.
+=====+

*****://******.*****.com/russia/article/823074-amur-spg-metan-dvigatel-raketa