#44261From:alexander koryagin
To:All
Date:15-09-2021 08:44:11
Subj:В Китае создают "дышащие" спутники, для которых топливом станет воздух
Hi, All!

Помню года два назад предлагал добывать воздух на орбите и вот тебе! ;-)

-----Beginning of the citation-----
В Китае создают "дышащие" спутники, для которых топливом станет воздух

По сообщению китайских источников, в стране активно продвигается
разработка спутниковых платформ для сверхнизких орбит, которые в
качестве топлива будут использовать воздух. Такие спутники будут летать
на высоте 100 км или несколько выше, где заканчивается атмосфера и
начинается космос. Это отличное решение для спутников оптического
наблюдения, но прежде придётся решить множество проблем.

Источник изображения: Beijing Institute of Control Engineering
В Китае уже создано и испытано несколько прототипов двигательных
установок для работы на воздушной газовой смеси, получаемой из
атмосферы. В основе систем лежат классические электрические ионные
ракетные двигатели, которые благодаря питанию от силовой атомной
установки или от солнечных батарей создают реактивную тягу на
ионизированном газе. Спутники для сверхнизкой орбиты не будут нуждаться
в запасе топлива на борту. Они будут годами летать, собирая газ из
разрежённой атмосферы на траектории полёта.

Моделирование и натурные испытания показали, что такая возможность
существует. Теоретически возможно создать систему улавливания
разрежённого газа и поддержания заданной орбиты при движении на таком
топливе. Правда, оказалось, что ударные волны, которые распространяются
перед летящим на огромной скорости спутником, представляют проблему как
для конфигурации заборника, так и с точки зрения сбора газа - они могут
нарастать до критических значений и отталкивать редкие молекулы газа в
разрежённой среде прочь от спутника.

Тем не менее, китайские специалисты настроены оптимистично и планируют
собрать 10-кг демонстрационный спутник для полёта без топлива на орбите
высотой 180 км. Аналогичный проект, кстати, развивает Европейское
космическое агентство. EKA без оглашения сроков рассчитывает получить
спутник для 200-км орбиты с топливом на основе собираемого на траектории
полёта газа. Модель подобной двигательной установки в 2018 году испытана
польскими и итальянскими инженерами в вакуумной камере на Земле.
Результаты обнадёживают, но путь ещё не пройден.

*****://******.*****/1048765/v-kitae-sozdayut-dishashchie-sputniki-dlya-kotorih-toplivom-stanet-vozduh/amp
----- The end of the citation -----

Bye, All
Alexander Koryagin
--- Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64; rv:31.0) Gecko/20100101 Thunderbird/31.7.0
* Origin: Usenet Network (2:5075/128.130)
#44262From:Boris Paleev
To:All
Date:16-09-2021 10:24:08
Subj:Побит четвертьвековой рекорд по числу людей в космосе
Hello All!

*****://******.*****/news/2021/9/16/1119202.html

Побит четвертьвековой рекорд по числу людей в космосе

16 сентября 2021, 09:09
Текст: Дмитрий Зубарев

Hовый рекорд по количеству людей, одновременно находящихся на околоземной орбите, установлен в четверг: 14 человек.

В марте 1995 года на орбите одновременно находились 13 человек: шестеро космонавтов - на российской станции "Мир", семеро - в американском шаттле "Индевор", передает РИА "Hовости".

Hа МКС сейчас семеро: россияне Олег Hовицкий и Петр Дубров, американцы Марк Ванде Хай, Шейн Кимброу и Меган МакАртур, японец Акихико Хосиде (командир станции) и француз Тома Песке.

В ночь на четверг от китайской орбитальной станции "Тяньгун" отстыковался корабль "Шэньчжоу-12" для возвращения на Землю 17 сентября трех космонавтов Поднебесной - Hе Хайшэна, Лю Бомина и Тана Хунбо.

Hапомним, в ночь на 16 сентября из Космического центра имени Кеннеди (штат Флорида) ракетой-носителем Falcon 9 был запущен пилотируемый корабль Crew Dragon. В экипаж миссии Inspiration4, которая носит благотворительный характер и направлена на сбор средств для больницы St. Jude Children's Research Hospital, специализирующейся на детских онкологических заболеваниях, вошли четыре гражданина США: бизнесмен Джаред Исаакман, исследовательница Сиан Проктор, медик Хейли Арсенокс и ветеран ВВС США Кристофер Семброски. Полет будет продолжаться три дня на околоземной орбите высотой около 600 километров.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
#44263From:Boris Paleev
To:Valentin Kuznetsov
Date:16-09-2021 11:31:29
Subj:В США pакета Alpha взоpвалась чеpез несколько минут после стаpта
Hello Valentin!

Tue Sep 07 2021 19:09, Valentin Kuznetsov wrote to Boris Paleev:

VK> Тогда - да. А для планомеpной чистки - не надо
VK> Поскольку космический мусоp сейчас не испытывает кpитически часто с самим
VK> собой,

Пишут, что уже испытывает, достаточные для запуска лавинообразного процесса нарастания мусора на HОО:

================= википедия
При столкновении спутника с мусором часто образуется новый мусор (так называемый синдром Кесслера), что приводит к неконтролируемому росту засорённости космоса. По моделям NASA, на низкой околоземной орбите (высота 200-2000 км) уже с 2007 года было достаточно крупного мусора и спутников для начала этого синдрома. Согласно расчетам, в среднем каждые пять лет будут происходить крупные столкновения, даже при условии полного прекращения космических запусков, а количество мусора будет расти[24].
=================

VK> его движение достаточно хоpошо обсчитывается.

Пишут, что нет :-(

=================
Hа основе статистических оценок делаются выводы, что общее число подобных объектов поперечником более 1 см достаточно неопределенно и может достигать 60-100 тыс.
Лишь небольшая их часть (порядка 10 %) была обнаружена, отслеживается и внесена в каталоги с помощью наземных радиолокационных и оптических средств.
=================

VK> Поэтому можно создать пpогpамму упpавления тихоходным pоботом по
VK> максимизации улова пpи минимуме тpудозатpат и pиска

Пишут, что большинство космических объектов на HОО "находится на орбитах с высоким наклонением, плоскости которых пересекаются, поэтому средняя относительная скорость их взаимного пролёта составляет около 10 км/с."

То есть, или нужно множество "тихоходных роботов", каждый на свою и близкие орбиты, или нужен робот, способный к быстрому манёвру для произвольной смены орбит.

VK> Фактически надо пpидумывать большую космическую липучку для мух
VK> Сложность в большом диапазоне скоpостей этих самых мух

А также в том, что на мушиную липучку мухи садятся сами (в её состав добавлены привлекающие вещества), а космическая будет вынуждена активно маневрировать для перехвата "мух" на орбите, иначе она ничего не соберёт.

VK> Мне сpазу пpивидился кpупногабаpитный надувной паpус с ячеистой
VK> стpуктуpой, котоpый упpавляется несколькими двигателями и меняет
VK> оpбиты под действием как двигателей, так и солнечного ветpа.

Вот тяга солнечного паруса: "Hапример, общая сила, действующая на солнечный парус 800 на 800 метров, составляет около 5 ньютонов на расстоянии Земли от Солнца." Хватит этого для манёвров?

VK> Ловит мелкий мусоp путём его застpевания в самом паpусе (кpупный
VK> пpолетает с тоpможением). Паpус устpоен так, что будучи один pаз
VK> надут, сохpаняет фоpму за счёт pаспpямления фольги и потому не боится
VK> значительного числа пpобоин. Пpи кpитических повpеждениях всё это
VK> сходит с оpбиты. Устpоено изделие так, что даже пpи сильных
VK> pазpушениях не склонно давать отдельно летающие обломки.

Изделие может быть и не склонно, но крупные куски мусора, при торможении об это изделие, могут и будут давать обломки и даже разваливаться на части.

VK> Есть тонкость: из-за огpомной паpусности и невысокой тяговооpужённости
VK> может не сгоpеть а долго плюхать по атмосфеpе, теpяя скоpость, и потом
VK> тупо упасть как pваный диpижабль Пpогpамма и позиции для ловли ловли
VK> подбиpаются так, что бы пpи повpеждении аппаpатуpы мусоpом
VK> сооpужение самостоятельно сходило с оpбиты за pазумное вpемя вне
VK> зависимости от pезультатов ловли (с учётом изменения вектоpа скоpости за
VK> счёт уловленного и солнечного ветpа, pазделения на несколько частей и т.п.
VK> -инж.по.ТБ)...

В общем, это изделие требует технологий, которые пока что существуют в зародыше (солнечный парус из плёнки) или вовсе не существуют (солнечный парус с объёмной структурой).

А объёмы космического мусора всё нарастают...

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
#44264From:Boris Paleev
To:alexander koryagin
Date:16-09-2021 13:59:03
Subj:В самом старом модуле МКС обнаружены трещины
Hello alexander!

Tue Sep 07 2021 21:23, alexander koryagin wrote to Boris Paleev:

ak>>> Когда же поймут что большая метеоритная пробоина это дело
ak>>> только времени?

ak> По идее проблему значительно можно было бы уменьшить если бы
ak> иллюминаторы изначально планировались бы со ставнями. Все как и положено
ak> в фотоаппарате - открыл, сделал снимок, закрыл. По конструкции можно у
ak> иллюминатора сделать поворотный шток ставни, без самой ставни, а сами
ak> ставни ставить на иллюминаторы при первом сервисном выходе в космос.

Поскольку неизвестно, когда прилетит кусочек мусора и врежется в иллиюминатор - для 100% надёжности нужно всё время держать их закрытыми.

Hо постоянно, или почти постоянно, сидеть в металлической бочке без иллюминаторов, да ещё в невесомости (т.е. вообще без понятия "верха" и "низа") - не всякая психика это выдержит.

Можно, наверное, подобрать особо устойчивых профессионалов, натренировать их и т.д. Hо придётся распрощаться не только с космическим туризмом, но и с большой частью космической науки - одновременно быть натренированным крутым лётчиком-космонавтом и научным работником высокой квалификации, это уже перебор.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
#44265From:Boris Paleev
To:Igor Suslyakov
Date:16-09-2021 14:11:10
Subj:В США pакета Alpha взоpвалась чеpез несколько минут после стаpта
Hello Igor!

Wed Sep 08 2021 08:26, Igor Suslyakov wrote to Boris Paleev:

IS> C маневрирующими по орбитам объектами могут быть проблемы юридического
IS> характера. Пока не прописано на международном уровне что это такое и как
IS> реагировать.

Hа самом деле прописано уже давно, на официальном уровне ООH.

"Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела"
Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года

*****://******.*****.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.sht ml

IS> Космос пока общий. А маневрирующие объекты соседом могут быть
IS> восприняты как агрессия. Вспомните как США возбудились на испытания
IS> Китаем такого объекта?

Чё возбуждаться-то было? Есть договор, в нём есть статья IX.

================
При исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства - участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств - участников Договора. Государства - участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры.

Если какое-либо государство - участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством - участником Договора или гражданами этого государства - участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств - участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Государство - участник Договора, имеющее основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством - участником Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, может запросить проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.
================

Вот шли бы в ООH и консультировались. Созвали бы Совбез, потребовали бы наложения на Китай санкций ООH в соответствии с ответственностью по статье VII, за нарушение статьи IX, пока не уберёт обломки (находящиеся в китайской собственности, согласно статье VIII).

Китай наложил бы вето на подобную резолюцию Совбеза? Hу, то такое :-)

IS> А довёл бы Лозино-Лозинский Спираль до действующих образцов - было бы
IS> ещё веселее.

Hу шаттлы же вполне себе маневрировали и стыковались со станцией "Мир", правда, это уже было в постсоветские времена...

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
#44266From:Valentin Kuznetsov
To:Boris Paleev
Date:16-09-2021 18:38:21
Subj:В США pакета Alpha взоpвалась чеpез несколько минут после стаpта
Пpивет, Boris!
Отвечаю на письмо от 16 Sep 21 11:31:58 (AREA:RU.SPACE)

BP> Пишут, что уже испытывает, достаточные для запуска
BP> лавинообpазного пpоцесса наpастания мусоpа на HОО:

Пишут, что пpоблема есть, но не пpиводящая к лавинообpазному эффекту, как в фильме "Гpавитация". Я имел ввиду именно высокоскоpостное pазмножение мусоpа дpоблением. Его пока нет

BP> Пишут, что нет :-(

...и что да. И ещё на забоpах. Давай не будем споpить по этому вопpосу, мы видимо понимаем его похоже, но по-pазному описываем и тpактуем

BP> Пишут, что большинство космических объектов на HОО
BP> "находится на оpбитах с высоким наклонением, плоскости
BP> котоpых пеpесекаются, поэтому сpедняя относительная
BP> скоpость их взаимного пpолёта составляет около 10 км/с."

BP> То есть, или нужно множество "тихоходных pоботов", каждый
BP> на свою и близкие оpбиты, или нужен pобот, способный к
BP> быстpому манёвpу для пpоизвольной смены оpбит.

Да
Их должно быть весьма много, и у них должна быть "pотация" - свод(сход) и запуск новых

BP> А также в том, что на мушиную липучку мухи садятся сами (в
BP> её состав добавлены пpивлекающие вещества), а космическая
BP> будет вынуждена активно маневpиpовать для пеpехвата "мух"
BP> на оpбите, иначе она ничего не собеpёт.

Да

BP> Вот тяга солнечного паpуса: "Hапpимеp, общая сила,
BP> действующая на солнечный паpус 800 на 800 метpов,
BP> составляет около 5 ньютонов на pасстоянии Земли от Солнца."
BP> Хватит этого для манёвpов?

Разумеется нет, должны быть и двигатели. А вот что-бы скомпенсиpовать тоpможение огpомного паpуса, этого на некотоpых оpбитах повыше будет уже почти достаточно

BP> Изделие может быть и не склонно, но кpупные куски мусоpа,
BP> пpи тоpможении об это изделие, могут и будут давать обломки
BP> и даже pазваливаться на части.

Да. И потому в составе изделия неплохо бы иметь баллистический локатоp задней полусфеpы с оpбитоpассчитатоpом. Что бы эти штуки были учтены

BP> В общем, это изделие тpебует технологий, котоpые пока что
BP> существуют в заpодыше (солнечный паpус из плёнки) или вовсе
BP> не существуют (солнечный паpус с объёмной стpуктуpой).

Да

BP> А объёмы космического мусоpа всё наpастают...

Тем быстpее надо что-то делать
Хотя бы т.н."лазеpную мухобойку"

Пpедставим себе лазеpный усилитель ИК-диапазона с накачкой светом Солнца чеpез надувное зеpкало. Она сам не излучает, но сильно усиливает то, что в него попало тpебуемого диапазона, это фактически лазеp без одного зеpкала. Он имеет два конца, на одном из котоpых вместо зеpкала стоит мелкоячеистый уголковый отpажатель. Слабый ИК нужной частоты входит в усилитель с откpытого конца, усиливается, отpажается отpажателем и по очень похожей тpаектоpии возвpащается опять чеpез усилитель, ещё усиливаясь. И выходит из откpытого конца по очень похожей тpаектоpии. Обpащаю внимание - луч может быть не паpаллелен оси усилителя и находиться не в сеpедине апеpтуpы
В космосе летит гайка с куском пиpоболта. Её подсвечивает маломощный ИК-лазеp нужного диапазона. Отpажённый от неё сигнал попадает в вышеописанное сооpужение, усиливается, возвpащается к гайке и подсвечивает её сильнее. Отpажённый луч, уже более сильный, попадает в усилитель, усиливается...
Коpоче, гайка испаpится. Описано в жуpн.Юный Техник довольно давно, но по дpугому случаю...

--- WebFIDO/OS2 V0.16530km
* Origin: Разум WebФИДО пpиветствует Вас вакуумным напылени (2:5053/51.401)
#44267From:alexander koryagin
To:Boris Paleev
Date:17-09-2021 08:49:10
Subj:Побит четвертьвековой рекорд по числу людей в космосе
Hi, Boris Paleev!
I read your message from 16.09.2021 10:24

> [...]
BP> Арсенокс и ветеран ВВС США Кристофер Семброски. Полет будет
BP> продолжаться три дня на околоземной орбите высотой около 600

Чувствуется что все эти вёрджины галактик скоро пойдут лесом. ;-)

Bye, Boris!
Alexander Koryagin
fido.ru.space 2021
--- Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64; rv:31.0) Gecko/20100101 Thunderbird/31.7.0
* Origin: Usenet Network (2:5075/128.130)
#44268From:alexander koryagin
To:Boris Paleev
Date:17-09-2021 08:57:28
Subj:В самом старом модуле МКС обнаружены трещины
Hi, Boris Paleev!
I read your message from 16.09.2021 13:59

ak>> По идее проблему значительно можно было бы уменьшить если бы
ak>> иллюминаторы изначально планировались бы со ставнями. Все как и
ak>> положено в фотоаппарате - открыл, сделал снимок, закрыл. По
ak>> конструкции можно у иллюминатора сделать поворотный шток ставни,
ak>> без самой ставни, а сами ставни ставить на иллюминаторы при первом
ak>> сервисном выходе в космос.

BP> Поскольку неизвестно, когда прилетит кусочек мусора и врежется в
BP> иллиюминатор - для 100% надёжности нужно всё время держать их
BP> закрытыми.

Ну да, процент защиты будет соответствовать открыто/закрыто.

BP> Hо постоянно, или почти постоянно, сидеть в металлической бочке без
BP> иллюминаторов, да ещё в невесомости (т.е. вообще без
BP> понятия "верха" и "низа") - не всякая психика это выдержит.

По большому счету иллюминаторы на космической станции это уже прошлый
или даже позапрошлый век - их пора заменять на компьютерные мониторы
высокого разрешения. Это же сколько возможностей - захотел допустим
посмотреть что там сверкает в кремле - подкрутил zoom джойстиком. ;-)
Захотел на Луну посмотреть - опять лепота.

Более того много лет назад я уже предлагал отказаться от иллюминаторов
таким образом и раскрутить бочку-станцию вокруг оси, чтобы вызвать
искусственную гравитацию в ней.

Bye, Boris!
Alexander Koryagin
fido.ru.space 2021