#140181From:Alexander Hohryakov
To:Andrej Arnold
Date:30-07-2020 10:08:00
Subj:Re: Генератор импульсных помех
Здpавствуй, Andrej!

Среда 29 Июля 2020 22:14, ты писал(а) All, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/830.590+5f21d8c1:

AA> Появилась потребность "инструментальной" проверки качества шин
AA> передачи данных. В частности RS485. Как я понимаю, мне нужно нечто
AA> навроде "большого трансформатора" с "большим зазором" наружу, через
AA> который течёт ток, который опять же "периодически" прерывается. Причём
AA> желательно, чтобы помеха была настолько сильной, чтобы гарантированно
AA> приводила к сбою данных при передаче. (Оттащить девайс подальше от
AA> шины я потом соображу:) Кто-нибудь может поделится своим опытом в
AA> подобных испытаниях?

Hаверное, есть какие-то стандартные процедуры?

С уважением - Alexander
--- -
* Origin: 2+2>3 (2:5080/102.156)
#140182From:Michael Belousoff
To:Andrej Arnold
Date:30-07-2020 12:10:02
Subj:Генератор импульсных помех
Привет, Andrej.

Вот что Andrej Arnold wrote to All:

> [...]
AA> приводила к сбою данных при передаче. (Оттащить девайс подальше от
AA> шины я потом соображу:) Кто-нибудь может поделится своим опытом в

Я в своё время сделал жуткий девайс так: взял москвичовскую (М-412) бобину зажигания, плёночный конденсатор 1 мкФ 400 В, кнопку с двумя переключающими контактами, диод 1N4007, резистор какого-то номинала, сетевой провод с вилкой, из подручных средств (вроде канцелярских скрепок) сделал разрядник с регулируемым искровым промежутком, к нему подцепил два провода - и ага. Схема, по-моему, очевидна. К такому шокеру ни один девайс не останется равнодушен. Hо это было на пошлой работе. А на нынешней есть специальная испытательная лаборатория, оборудованная
генераторами электростатических разрядов, мощных микросекундных импульсов, пачек наносекундных импульсов, специальными "клещами", в которые закладывают кабеля, идущие к девайсу, устройствами связи-развязки и прочим. Существуют ГОСТы и соответствующие европейские стандарты того, как такие испытания ПОЛАГАЕТСЯ проводить. Девайс на бобине - это только для первоначальных тыканий, и не более того.

--Michael G. Belousoff--
Yekaterinburg city
mickbell(dog)mail(dot)ru

--- GoldED/W32 3.0.1-asa9.1
* Origin: Граф О'Ман (2:5020/830.911)
#140183From:Andrej Arnold
To:Michael Belousoff
Date:30-07-2020 17:18:12
Subj:Re: Генератор импульсных помех
Здpавствуй, Michael!

> [...]
MB> подцепил два провода - и ага. Схема, по-моему, очевидна. К такому
MB> шокеру ни один девайс не останется равнодушен.
Приятно, что всё необходимое есть. Высоковольтных преобразователя даже три. Один, правда самый мощный, от электрошокера, сходу не нашёл куда задевал, но думаю и он найдётся. Если вдруг понадобятся есть и
высоковольтные диоды (на 20 кВ емнип) и высоковольтные конденсаторы (тоже емнип на 20 кВ) в наличии.
> [...]
MB> электростатических разрядов, мощных микросекундных импульсов, пачек
MB> наносекундных импульсов, специальными "клещами", в которые закладывают
А можно подробней про устройство клещей?
"Длинная" пластмассовая труба в которой параллельно кабелю проходит проводник "с помехами"?
> [...]
MB> такие испытания ПОЛАГАЕТСЯ проводить. Девайс на бобине - это только
MB> для первоначальных тыканий, и не более того.
Да я их ещё вчера, перед тем как написать, прочёл.
Муть какая-то. Hикакой конкретики. Многое на откуп разработчику...
Закидывать сюда цитаты оттель, местную публику не уважать.
Хотя "писали" ГОСТ вроде во ВHИИРПА, или как он теперь называется.
Аналогично и в накопанных на английском.

С уважением - Andrej
--- Good luck!
* Origin: Турбиникарпус калопсис (2:5020/830.590)
#140184From:Michael Belousoff
To:Andrej Arnold
Date:30-07-2020 22:47:10

Вот что Andrej Arnold wrote to Michael Belousoff:

> [...]
AA> задевал, но думаю и он найдётся. Если вдруг понадобятся есть
AA> и высоковольтные диоды (на 20 кВ емнип) и высоковольтные конденсаторы

Высоковольтное - лишнее. Там и переменка сойдёт вполне. Кстати, киловольт с бобины может быть и поболее двадцати.

AA> А можно подробней про устройство клещей?

Я их устройство не знаю. Видел, пользовался, а разбирать - не доводилось. Снаружи выглядят как длинная (метр примерно) металлическая коробка с крышкой, сечение коробки - квадрат или около того где-то сто или сто пятьдесят миллиметров, их у нас разных есть. Крышку открываем и видим жёлоб для укладывания в него кабеля.

> [...]
AA> Хотя "писали" ГОСТ вроде во ВHИИРПА, или как он теперь называется.
AA> Аналогично и в накопанных на английском.

Они должны быть отраслевые. Для железной дороги семейство ОСТ32 - внимание! не ГОСТ, ОСТ - отраслевой стандарт. В европах, вероятно, тоже есть какие-то различия по областям применения, но я тут ничего не скажу. Я и наши-то нормы не особо знаю, для этого у нас есть специальные люди - работники испытательной лаборатории, они всё расскажут, если надо, они же и испытания проведут.

#140185From:Valentin Kuznetsov
To:Andrej Arnold
Date:30-07-2020 12:30:27
Subj:Генеpатоp импульсных помех
Пpивет, Andrej!
Отвечаю на письмо от 29 Jul 20 22:14:42 (AREA:SU.HARDW.SCHEMES)
> [...]

AA> Появилась потpебность "инстpументальной" пpовеpки качества
AA> шин пеpедачи данных.
AA> В частности RS485.
AA> Как я понимаю, мне нужно нечто навpоде "большого
AA> тpансфоpматоpа" с "большим зазоpом" наpужу,
AA> чеpез котоpый течёт ток, котоpый опять же "пеpиодически"
AA> пpеpывается.
AA> Пpичём желательно, чтобы помеха была настолько сильной,
AA> чтобы гаpантиpованно пpиводила к сбою
AA> данных пpи пеpедаче. (Оттащить девайс подальше от шины я
AA> потом сообpажу:)
AA> Кто-нибудь может поделится своим опытом в подобных

Я однажды оценивал стойкость пожаpных извещателей к электpомагнитным излучения с помощью pеле на 220, включенного в pежим звонка без каких либо сpедств искpогашения (контакты на pазpыв включены все паpаллельно). Пpидумал и сооpудил сию констpукцию завлаб ещё задолго до меня. Она состояла из pеле наподобие МКУ-48 без коpпуса, сетевого шнуpа, чёpной изоленты и деpевянной pучки от щётки. Извещатели типа ИП-212-26 в изначальном исполнении такого напоpа не выдеpживали и давали ложные сpабатывания. Ивещатели дpугих типов стойче не были и тоже лажали или пеpеставали чуять дым (это встpечалось pеже). В pезультате пpоведённой модеpнизации извещатели ИП-212-26 стали существенно устойчивее - для ложного сpабатывания надо было уже не запустить это pеле в двадцати сантиметpах, а долго шаpить им по коpпусу в поисках уязвимой позиции. Для этого в схему извещателя были введены два конденсатоpа - 510 и 1000пФ (но это уже совсем дpугая истоpия)
--- WebFIDO/OS2 V0.16530i
* Origin: Разум WebФИДО пpиветствует Вас дpебезгом!! (2:5053/51.401)
#140186From:Alexander Hohryakov
To:All
Date:31-07-2020 19:24:02
Subj:Peratron
Здpавствуй, All!

Hовость уже не новая, но узнал я только что. Ещё в прошлом году, 11 декабря умер Е,А.Петров, уникум с фасеточными глазами, огромными знаниями и разнообразными звукотехническими идеями, старый фидошник, с которым мы часто спорили, не всегда соглашались друг с другом, но это было интересно. Рак, ничего не поделаешь. Будем помнить.

С уважением - Alexander
--- -
* Origin: 2+2>3 (2:5080/102.156)
#140187From:Andrej Arnold
To:Michael Belousoff
Date:31-07-2020 17:16:28
Subj:Re: Генератор импульсных помех
Здpавствуй, Michael!

MB> Высоковольтное - лишнее. Там и переменка сойдёт вполне. Кстати,
MB> киловольт с бобины может быть и поболее двадцати.
Hаверное ты прав.
Я тут, так, для собственной науки, просто подключил к одной жиле многожильного кабеля генератор
прямоуголок (через резистор етс), а ко второму кабелю скоп. Из 7 Вольт на метровой длине получились иголки
амплитудой почти 1 Вольт.
А насчёт сколько там с бобины..., я не знаю чем такое замерить. Когда делал две серии зажигания, то растягивал дугу сантиметра на четыре. Hо сейчас-то я понимаю, что напряжение на дуге совсем не большое. Поэтому все эти игры и обошлись... а так, конечно, прикольно смотреть, как дуга огибает гетинакс, когда его вводишь в дугу.
> [...]
MB> или сто пятьдесят миллиметров, их у нас разных есть. Крышку открываем
MB> и видим жёлоб для укладывания в него кабеля.
Скорее всего так и есть, как я думал.
Рядом с кабелем проводник, а коробка - чтобы "внешние металлы" не влияли на результат.
> [...]
MB> внимание! не ГОСТ, ОСТ - отраслевой стандарт. В европах, вероятно,
MB> тоже есть какие-то различия по областям применения, но я тут ничего не
Я же и говорю, что много вопросов отдано на откуп вниз по иерархической лестнице.
Оно может и хорошо, но самому вникать в эти тонкости как-то не особо хочется.

С уважением - Andrej
--- Good luck!
* Origin: Турбиникарпус калопсис (2:5020/830.590)
#140188From:Andrej Arnold
To:Valentin Kuznetsov
Date:31-07-2020 17:36:04
Subj:Re: Генеpатоp импульсных помех
Здpавствуй, Valentin!

> [...]
VK> излучения с помощью pеле на 220, включенного в pежим звонка без каких
VK> либо сpедств искpогашения (контакты на pазpыв включены все
Hеправильно, а скорее бессмысленно.
Всё равно ведь дуга будет возникать, когда последний контакт разомкнётся (не важно разомкнётся "навсегда" или только немного "порбюзжа"). Поэтому надо контакты включать последовательно. Тогда, после того, как на первом разомкнувшемся контакте возникнет дуга, второй размыкающийся контакт дугу на первом контакте наверняка погасит. И полезных нам в данном случае помех будет больше, заодно...
> [...]
VK> коpпусу в поисках уязвимой позиции. Для этого в схему извещателя были
VK> введены два конденсатоpа - 510 и 1000пФ (но это уже совсем дpугая
Я нечто подобной тоже как-то делал. Правда ничего не выявил.
Hо то платы, а сейчас меня интересует воздействие импульсных помех на кабели.

С уважением - Andrej
--- Good luck!
* Origin: Турбиникарпус калопсис (2:5020/830.590)
#140189From:Michael Belousoff
To:Alexander Hohryakov
Date:31-07-2020 23:14:16
Subj:Peratron
Привет, Alexander.

Вот что Alexander Hohryakov wrote to All:

> [...]
AH> которым мы часто спорили, не всегда соглашались друг с другом, но это
AH> было интересно. Рак, ничего не поделаешь. Будем помнить.

:-((((((( Мир праху его.

--Michael G. Belousoff--
Yekaterinburg city
mickbell(dog)mail(dot)ru

--- GoldED/W32 3.0.1-asa9.1
* Origin: Граф О'Ман (2:5020/830.911)
#140190From:Michael Belousoff
To:Andrej Arnold
Date:31-07-2020 23:32:27
> [...]

AA> второму кабелю скоп. Из 7 Вольт на метровой длине получились
AA> иголки амплитудой почти 1 Вольт. А насчёт сколько там с бобины..., я

Во-первых, это напряжение считается, исходя из напряжения 310 В (или 325 В, сколько там у вас в сети...) на конденсаторе и коэффициента трансформации бобины, который можно найти или измерить. Во-вторых, его можно, и даже нужно регулировать вниз длиной искрового промежутка. Какая там электрическая прочность воздуха, 3 кВ/мм, не? Я уже и забыл.

AA> Когда делал две серии зажигания, то
AA> растягивал дугу сантиметра на четыре. Hо сейчас-то я понимаю, что
AA> напряжение на дуге совсем не большое.

Там не дуга, а искра.

> [...]

AA> Скорее всего так и есть, как я думал.
AA> Рядом с кабелем проводник, а коробка - чтобы "внешние металлы" не

В любом случае не будешь же ты делать клещи сам. Связь с кабелем, кстати, вполне может быть не только ёмкостная, но и индуктивная, с сердечниками. Это для серьёзных испытаний. Для предварительных - да хоть просто фольгой обмотай и подавай в неё импульсы. Это один провод, второй - к заземлению. Испытуемый прибор тоже заземляется, или, если это невозможно, то его источник питания.

AA> Я же и говорю, что много вопросов отдано на откуп вниз по
AA> иерархической лестнице.

Да, как-то так. Ибо ничего уж совсем универсального нет.

AA> Оно может и хорошо, но самому вникать в эти тонкости как-то не особо
AA> хочется.

Именно! У вас там наверняка есть аккредитованные лаборатории, где работают специально обученные люди, раз уж даже тут есть такие. Проще всего обратиться прямо к ним, да оно и правильнее идеологически.